|
|||
Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация Возникновение и организационное оформлениеОсобенно не повезло монументальному отделению, на котором я учился. Поскольку значение и будущее станковых форм искусства левацкими кругами подвергалось сомнению, а точнее говоря, начисто отрицалось, то тем большее значение придавалось искусству монументальному. На данном этапе это было чистое теоретизирование, поскольку конкретных заказов на монументальное искусство страна дать пока не могла. Последние дни Четырех искусствГлава из ненаписанной книги воспоминаний «Лежачий камень» В. Б. Эльконин Изо всех художественных обществ, больших и малых, которые определяли кипучую художественную жизнь Москвы в конце двадцатых - начале тридцатых, для меня притягательны были два - «Четыре искусства» и ОСТ. Мысли о цветомузыкеЕму, сыну крепостной женщины, жизнь не предоставила возможности систематически заниматься. Всё же большая культура, которой он овладел,- это прямой результат большого труда вместе с индивидуальной одаренностью. Человек многоплановых интересовМихаил Васильевич сам постоянно находился в большом творческом напряжении, спешил отдать свою энергию и знания учащимся и всеми мерами высекал ответный огонь из слабых еще по своему художественному уровню студентов. Он был мудрым педагогом, старался не только совершенствовать наше восприятие искусства, но также облагораживал, совершенствовал наше мировоззрение. Живое восприятие натурыСердился, когда мы фиксировали внимание только на натурщике как таковом и работали академически-бесстрастно, забывая о человеке. Вспоминаются тематические постановки и специально «на содержание». Одна из них - бытовая сцена: двухфигурная композиция, одетые мужчина и женщина, сидевшие, облокотясь, по обеим сторонам стола. Центральный образ произведенияМатюшин учил нас, что, работая, например, над пейзажем, человек постоянно должен ощущать себя в центре окружающей его природы, чтобы находящийся перед ним пейзаж не превращался в экран, который отгораживал бы его от окружающих явлений; нужно, чтобы человек помнил, что перед ним, за ним, вокруг него - всюду жизнь, всюду пространство. Матюшин считал, что благодаря таким сопутствующим работе представлениям художник творил бы более свободно, более вдохновенно. Натюрморт из кубовМатюшин учил нас восприятию пространства на конкретных примерах, сначала на моделях в мастерской. Одной из первых постановок по рисунку был натюрморт из кубов, поставленных друг на друга лесенкой с некоторым смещением их по диагонали. Требовалось сделать рисунок так, чтобы передать пространственное расположение кубов. Большая заслуга Михаила ВасильевичаИз требования работать «по первому впечатлению» становится понятно, почему Матюшин по своим установкам является противником дробного натуралистического смотрения: он знал, что предметы, рассматриваемые попеременно то бегло, то длительно, вне определенной системы, «теряют» из-за этого как форму, так и чистоту окрашенности. Форма поневоле сбивается, начинают «вылезать» разрозненные детали. Последовательность в рассматривании постановок и натурыЕсли наблюдать красный круг перед светло-серым экраном, то есть в нейтральной среде, то мы увидим на экране светлый голубовато-зеленый цвет, вспыхивающий вне круга, по его границам. Но стоит только изменить условия опыта, тщательно фиксируя центр круга, как через несколько секунд ярко-красный цвет начнет меркнуть и покрываться коричневым налетом все сильнее, так что к концу минуты не только круг, но и весь экран составят одно общее темно-бурое пятно. Научно-исследовательские работы Лаборатории цветаПытаясь понять причины моих несогласий с мнением Михаила Васильевича по некоторым вопросам, я уяснила их себе. В этом помогли научно-исследовательские работы Лаборатории цвета ВАХ (1939-1941), в которых экспериментально были подтверждены гораздо более сложные зависимости, нежели только прямолинейные связи, отражающие воздействие на натуру только цветного фона. |
|