Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Мысли о цветомузыке

Ему, сыну крепостной женщины, жизнь не предоставила возможности систематически заниматься. Всё же большая культура, которой он овладел,- это прямой результат большого труда вместе с индивидуальной одаренностью.

В молодые годы Матюшин был профессионалом-музыкантом - первой скрипкой, прошел большой конкурс, чтобы играть в императорском оркестре в С.-Петербурге. Когда он начал заниматься цветоведением, он стал изучать и взаимосвязи звука с цветом и обратно - цвета со звуком.

Матюшин высказал мысли о цветомузыке, о дополнительной форме, о «расширенном смотрении», о возможности восприятия света «затылком» - местом окончания зрительных нервов в сером веществе мозга. Последнее предположение, так же как и вопрос, поставленный им о дополнительной форме, требовали серьезной экспериментальной проверки, которая, однако, до конца не была доведена. А значение законов цвета в живописи? А восприятие контрастных цветов в темноте? А цветоформа? И, наконец, сложные вопросы эстетического порядка о согласовании, «увязке», как говорил Матюшин, цветов друг с другом через «сцепление», о пространственных взаимодействиях. Эти, а также многие другие вопросы и наблюдения Матюшина воспринимались тогда как «заумничанье» и огульно отвергались волевыми решениями тех лет.

Матюшину далеко не все удалось сделать и показать из того, что он задумал. А почему? Для этого нужно хотя бы на минуточку представить себе жизнь тех лет - неустоявшуюся, кипящую страстями противоречий, в которой к тому же еще очень остро чувствовалось тяжелое дыхание Гражданской войны, трудный быт, сложные, не всегда сытые будни и многое другое. Но Михаил Васильевич никогда не падал духом и жил с уверенностью в достижимости целей, всеми устремлениями был в будущем.