Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Возникновение и организационное оформление

Особенно не повезло монументальному отделению, на котором я учился. Поскольку значение и будущее станковых форм искусства левацкими кругами подвергалось сомнению, а точнее говоря, начисто отрицалось, то тем большее значение придавалось искусству монументальному. На данном этапе это было чистое теоретизирование, поскольку конкретных заказов на монументальное искусство страна дать пока не могла. Но именно эта теория определила возникновение и организационное оформление на монументальном отделении ядра будущего РАПХа. Эта часть студенчества отрицательно относилась к нашим педагогам Фаворскому, Павлу Кузнецову и Истомину, считая их классово чуждыми, а Бруни просто ненавидела. Эта атмосфера сделала возможным приход на монументальное отделение Белы Уица - фанатика революционного пролетарского искусства. Таким искусством он считал только то, что делал сам,- все остальное было буржуазным или, в лучшем случае, мелкобуржуазным.

И если основной водораздел между пролетарским и буржуазным был ясен: на одном берегу Уиц, на другом - все остальные, то разницу между буржуазным и мелкобуржуазным искусством уловить было труднее. Поэтому на одном из собраний, где витийствовал Уиц (а оратор он был сверхтемпераментный), из рядов раздался вопрос: «А чье искусство мелкобуржуазное?» Уиц остановился напротив вопрошавшего (а им был художник-живописец Владимир Львович Храковский), уставил на него железный негнущийся палец и проорал: «Твой картинка - мелкобуржуазный!» Крыть было нечем.

Уиц, появившись на монументальном отделении, быстро вымел железной метлой представителей буржуазного искусства: и Кузнецова, и Фаворского, и Истомина, и Бруни. Да они и не сопротивлялись, потому что сосуществовать с ним было невозможно. И остался один. Стала разбегаться и антирапховская часть студенчества.