Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Центральный образ произведения

Матюшин учил нас, что, работая, например, над пейзажем, человек постоянно должен ощущать себя в центре окружающей его природы, чтобы находящийся перед ним пейзаж не превращался в экран, который отгораживал бы его от окружающих явлений; нужно, чтобы человек помнил, что перед ним, за ним, вокруг него - всюду жизнь, всюду пространство. Матюшин считал, что благодаря таким сопутствующим работе представлениям художник творил бы более свободно, более вдохновенно. Они помогли бы ему лучше и полнее ощутить глубину и простор видимого и изображаемого пространства.

Если продолжить мысли Матюшина и распространить их на тематическую живопись, то значение намеченных им положений становится для практики изобразительного искусства полным глубокого профессионального значения. Они тесно связаны со средствами и способами изображения. При расположении изобразительных элементов по отношению к глазу зрителя в определенной системе, когда центральный по мысли образ произведения находится в поле ясного видения, а остальные вспомогательные сцены ближе к периферии сетчатки, замысел художника выступит рельефно, а содержание запечатлится глубоко. Детали будут аккомпанементом, поддерживающим основную мелодию темы. Это уже не будет мелко-натуралистическое или калейдоскопическое дробное изображение.

Приступая к очередной постановке, Матюшин начинал каждую работу с объяснительного слова, конкретизировал цели для того, чтобы специально сосредоточить наше внимание на основных задачах темы. Увлекаясь сам, он увлекал и нас, заостряя наше внимание на человеке, который стоял перед нами, требовал, чтобы мы думали о нем, определяли по физическому строению характер его трудовой деятельности, а в портрете - следили за психологией, за теми едва уловимыми черточками в выражении лица, которые в художественном восприятии создают образ человека.