Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Натюрморт из кубов

 Матюшин учил нас восприятию пространства на конкретных примерах, сначала на моделях в мастерской.

Одной из первых постановок по рисунку был натюрморт из кубов, поставленных друг на друга лесенкой с некоторым смещением их по диагонали. Требовалось сделать рисунок так, чтобы передать пространственное расположение кубов.

Затем природа. Мы изучали ее с первых весенних дней либо в академическом саду, либо в пригородах, либо на примерах архитектурных пейзажей в прогулках по улицам Петрограда-Ленинграда. В одну из поездок за город я особенно отчетливо поняла объяснение Матюшина о пространственных ощущениях на примере открывающегося перед нами пейзажа: шли по шпалам узкоколейки, уводившей вдаль, по обеим сторонам ее были поля, ближе к горизонту - леса. Сначала сосредоточила, по указанию Матюшина, внимание на рассматривании бинокулярно точки схода путей: далекое пространство при этом визуально несколько «сократилось», уходивший к горизонту конец дороги «приблизился», стало возможно рассмотреть некоторые частности. Находившиеся сбоку поля оставались малозаметными.

Затем к прежнему способу смотрения вперед надо было еще включить в поле зрения окружающее пространство. Картина изменилась. Сразу же возникла широкая панорама - значительно увеличился охват пейзажа, стали видными поля и леса.

В первом случае четкость восприятия объясняется работой центра сетчатки глаза - участка наиболее ясного видения, во втором случае - именно место подключения бокового зрения - периферии сетчатки.

В обоих случаях, в зависимости от поставленной задачи, пространство смотрелось по-разному. Это было увлекающая человека даль, которую он, сознательно сужая взгляд, может в каких-то пределах «приблизить» к себе, или широкоугольного охвата пейзажа, который возникает благодаря «расширенному смотрению», как сам Матюшин назвал этот прием наблюдений.