Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Последовательность в рассматривании постановок и натуры

Если наблюдать красный круг перед светло-серым экраном, то есть в нейтральной среде, то мы увидим на экране светлый голубовато-зеленый цвет, вспыхивающий вне круга, по его границам. Но стоит только изменить условия опыта, тщательно фиксируя центр круга, как через несколько секунд ярко-красный цвет начнет меркнуть и покрываться коричневым налетом все сильнее, так что к концу минуты не только круг, но и весь экран составят одно общее темно-бурое пятно. Объясняет это Матюшин тем, что голубовато-зеленый, способствовавший в начале наблюдения красивой выраженности красного цвета, накладывался на красный, гасил его и даже закрывал окружающую его плоскость фона.

Чтобы сохранить на протяжении всей работы ясность зрительных впечатлений, Матюшин рекомендовал чаще отрываться от работы, от холста, чтобы давать зрению «отдых», тем самым снимая цветовые раздражения и их последствия. Для этого он советовал время от времени переводить глаза от окрашенной поверхности и смотреть в затененную часть мастерской, куда не проникает яркий свет. Или просто заглянуть в окно и полюбоваться в пасмурный день серым небом.

Вторая мысль, тесно связанная с первой,- это требование определенной последовательности в рассматривании как постановок и натуры, так и их изображений. Последняя точка зрения, очень существенная для практики, не была теоретически обоснована Матюшиным, но насколько она серьезна для искусства живописи, говорит то обстоятельство, что много лет спустя в Лаборатории цвета ВАХ получила экспериментальную разработку тема «Влияние предшествующих восприятий на восприятие цвета».