Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Поклонники дендизма в Москве

 Новой артистической моде следовали сотрудники редакции журнала «Аполлон», вдохновлявшиеся примером С. К. Маковского, носившего «особенно белые и крахмальные груди над особенно большим вырезом жилета, особенно высокие двойные воротнички, особенно лакированные ботинки»ь, и даже собиравшегося ввести особое правило, по которому авторы «Аполлона» должны были бы приходить в редакцию исключительно в смокингах.


Известный головинский портрет

Упоминание имени английского лорда Брэммеля, современника и соперника лорда Байрона по части изысканных туалетов, не случайно. Запавший в память многим поколениям феномен «величайшего дэнди своего времени и всех времен» Джорджа Брэммеля служил постоянным ориентиром для новых Русских денди. Сочинение Барбэ д Оревильи «Дэндизм и Джордж Брэммель» в 1912 году было опубликовано одним из журналов мужских мод и тогда же вышло отдельной книгой, сопровождавшейся, кстати, вступительной статьей М. Кузмина.


Революционные демократы и народники

Еще со времен пушкинского «Евгения Онегина» дендизм в России был характерным признаком «западничества» и противопоставлялся таким образом всему исконно русскому. Дендизм мир искусников прекрасно подчеркивал их ориентацию на современное западное искусство и шире - культуру, в отличие от «народнических» одеяний представителей предшествующей культурной эпохи. «Революционные демократы и народники были программно антимодны и даже в какой-то степени. „антиэстетичны".


Эстетизм внешнего облика членов Мира искусства

Щегольством отличался Л. С. Бакст. «У него на Кирочной был настоящий будуар с духами и щетками „тридцати родов"»,- вспоминал М. В. Добужинский. Хорошо известны были изящество и безукоризненная «английская» элегантность М. Врубеля. Безупречным покроем своих сюртуков и жилетов славились Дмитрий Философов и Альфред Нурок - члены редакции «Мира искусства».


Новое поколение людей искусства

Рабочую одежду, удобную для занятий живописью, разрабатывали ДЛЯ себя М. Врубель, М. Волошин, А. Яковлев. Михаил Ларионов уже в 1915 году пытался предложить новые формы мужского платья. Этот живой интерес к одежде сказался и в повседневном бытовом костюме.


Эстетические качества современного костюма

Артистическую среду не устраивали главным образом эстетические качества современного костюма. «Современные костюмы безобразны, они угнетают своей мрачностью»,- вслед за Уайльдом эту фразу мог бы повторить любой художник той эпохи. «Серая муть какая-то.»,- жаловался Лев Бакст на будничность и тусклость современной одежды.


Образ русского художника начала XX века

 «Мои книги, мои стихи, мои путешествия - все забудется; помнить будут только мой красный жилет». Появившийся в огненно-красном жилете на премьере «Эрнани» в 1830 году в Комеди Франсез Теофиль Готье счел это событие и внимание к нему публики достойным занесения в «Историю романтизма». Это был далеко не единственный случай в истории, когда костюму писателя, музыканта или художника придавалось особое значение.


Костюм русской художественной интеллигенции

Выполняя свою часть работы, Шифляр так расставлял жанровые сцены, чтобы они не заслоняли основные архитектурные объекты и вместе с тем подчеркивали композиционную целостность рисунка и красоту вида.


Центральное место на рисунке

Самым поздним по времени создания является рисунок Сабата, изображающий Вознесенский проспект у пересечения его Екатерининским каналом. Центральное место на рисунке, помеченном 1826 годом, занимает церковь Вознесения, построенная в 1769-1772 году по проекту архитектора А. Ринальди. Являясь произведением раннего классицизма, это здание совмещает в себе черты уходящего барокко и элементы зарождающегося нового архитектурного стиля. В XIX столетии церковь была частично перестроена, а до нашего времени не сохранилась. Рисунок Сабата - самое раннее из известных ее изображений.


Перспективно-панорамная задача

Замыкающая перспективу вида Потемкинская улица зафиксирована Сабатом на следующем рисунке. Центральное место в этом изображении отведено зданию Кавалергардского манежа, в основном сохранившему до наших дней свой первоначальный вид. На противоположной стороне, уходящей почти по диагонали листа в глубь улицы, за каменной стеной начинается обширный участок Таврического сада. На рисунке к этому виду Шифляр сумел отметить характерные для этой улицы бытовые сценки.