Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Спокойствие северных природных мотивов

В портретной галерее образов, созданных художником, значительная роль отводится местной интеллигенции - это актеры, музыканты, архитекторы - люди творческих профессий, близкие художнику по духу. Все демидовские портреты объединяет присутствие в каждом из них личной, авторской взволнованности образом. Художнику надо обладать особым даром, чтобы выразить не только характерность модели, но и передать свое эмоциональное восприятие.


Девушка с зеркалом

Демидов явно любуется своей моделью, да и трудно не любоваться, глядя на шелковистую загорелую кожу, огромные черные глаза, внимательные и удивительно живые. Последнее характерно для всех портретов Демидова. Михаил Афанасьевич писал вместе с учениками старшего курса техникума, которые попросили Агалакову позировать, когда она случайно забежала в класс. Своей работой художник остался доволен, сделал сам раму для нее и подарил Агалаковой. А затем попросил ее позировать для картины, задуманной под влиянием японской гравюры Утамаро «Девушка с зеркалом».


Живопись портрета Думаревской

Демидов часто практиковал работу над моделью вместе с учениками. Но есть и такие, которые могут быть гордостью любой музейной экспозиции - это портреты К. Н. Думаревской и Л. Н. Агалаковой, выполненные в 1924 году. Именно эти работы участвовали в первой выставке вятского филиала АХРР. В них восхищает точное выражение состояния модели через глубокое психологическое постижение сути образа.


Преподавание в техникуме

Демидов не просто давал ученикам основы художественной грамоты и отличную техническую подготовку, но щедро делился той высокой общей культурой, которой он обладал сам. Неудивительно, что многие сохранили благодарную память о нем на всю жизнь. Хорошо сказал мастер фотографии А. М. Перевощиков: «Мы полюбили его инстинктивно, не вдумываясь в его талант.


Художник Н. А. Захваткин

Члены АХРР приняли участие в подготовке празднования 10-летия Октябрьской революции. Часть художников распределялись по районам города для разработки проекта декорирования, другие (в том числе и Демидов) оформляли Вятский музей революции, который был открыт 7 ноября 1927 года. Для этого музея Демидов написал две картины: «Боевая дружина парторганизации на занятиях в 1900 г.» и «Демонстрация в Вятке (Февральские дни 1917)». Сам факт их создания свидетельствует о широком тематическом диапазоне творчества художника, хотя до нашего времени в основном дошли его портреты и пейзажи.


Вятский кафедральный собор

Нормальная работа коллегии была нарушена готовящейся эвакуацией города в апреле 1919 года - к Вятке подступал Колчак. Когда обстановка нормализовалась, подотдел продолжил свою деятельность, и уже за первую половину 1919 года была проведена колоссальной важности работа по сохранению национализированных ценностей: в частности, была взята на учет как музей ризница Вятского кафедрального собора с назначением заведующего этим музеем, изысканы средства к охране Трифоновского церковно-археологического музея, приняты меры к розыску художественной библиотеки последнего вице-губернатора Вятки барона Тизенгаузена, художественные издания которой были переданы в библиотеку музея, и еще многое-многое другое.


Единый вдохновенный порыв

Один из учеников Демидова, известный книжный график М. И. Пиков вспоминал: «Много значило для меня посещение лекций-концертов Рудольфа Мервольфа, куда мы, учащиеся, ходили вместе с преподавателями. Впоследствии в Москве концертные увлечения получили бурное развитие».


Вятский губернский музей искусства и старины

Вятским губернским отделом народного образования «в целях предоставления для широких масс населения общедоступных полезных по содержанию и плате развлечений» устраиваются народные спектакли концерты, которые проходили с большим успехом - залы не вмещали всех желающих.


Увлечение театральной декорацией и костюмами

В целом из небольшого числа сохранившихся работ видно, как ищет художник свою индивидуальную манеру. В этом плане интересной и уже вполне самостоятельной представляется еще одна работа московского периода «Жена Потифара», трактующая старый библейский сюжет в традициях новой живописной культуры,- это звучная цветовая символика, обобщение формы, резкое перспективное сокращение, придающее напряженность композиционному строю.


Способности Демидова-колориста

Немалую роль сыграла сама демократическая атмосфера училища, а также общение с талантливыми сокурсниками - С. В. Герасимовым, Н. П. Крымовым, вятичами Д. В. Исуповым, А. А. Репиным. В это же время среди студентов училища был и В. В. Маяковский.