Артистическую среду не устраивали главным образом эстетические качества современного костюма. «Современные костюмы безобразны, они угнетают своей мрачностью»,- вслед за Уайльдом эту фразу мог бы повторить любой художник той эпохи. «Серая муть какая-то.»,- жаловался Лев Бакст на будничность и тусклость современной одежды. «Теперь скверная мода»,- сетовал Леонид Андреев, а Андрей Белый с горечью отмечал: «Наш костюм есть наименее эстетический из всех мне известных костюмов. И моды наши - безобразные моды». Неудивительно поэтому, что на рубеже столетий некоторые представители русской художественной культуры уделяли довольно большое внимание собственному костюму, а некоторые художники и напрямую обратились к творчеству мод. Правда, живописцев больше привлекал женский костюм, более красочный, дающий больший простор фантазии. Следуя уже сложившейся европейской традиции, М. Врубель придумывал не только театральные костюмы, но и бытовые туалеты своей жене, известной оперной певице Н. Забеле-Врубель; с проектирования платьев для Л. П. Бакст начинал и Л. С. Бакст, впоследствии снискавший себе мировую славу художника дамских мод; один из организаторов выставки «Современное искусство», меценат, художник-любитель В. В. фон Мекк не только разрабатывал костюмы для княгини Щербатовой и руководил их созданием в собственной мастерской, но и пытался привлечь к искусству костюма известных художников. По его заказу в 1902 году несколько эскизов дамских туалетов исполнил К. А. Сомов. Позже примеру этих художников последовали и художницы-футуристки Н. Гончарова и А. Эк-стер, также занявшиеся дамскими модами. Впрочем, не был оставлен без внимания и мужской костюм.