Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Импрессионисты для Петрова-Водкина

Интересен сделанный Петровым-Водкиным исторический обзор понимания цвета в искусстве. В противовес византийской традиции, ведущей, по его словам, к замутнению цвета, он выдвигает традицию готическую, доводящую в витражах цветоощущение до ясности трехцветия синий-красный-желтый.


Детское впечатление от радуги

В Пространстве Эвклида этому важнейшему для художника вопросу посвящена специальная глава, так и названная автором - Цвет. Здесь, начав с детского своего впечатления от радуги, он сообщает затем о действии цвета на человеческий организм, замечая, что медицина до последнего времени мало уделяла этому внимания


Ученичество в искусстве

В связи со сказанным выше уместно коснуться поначалу как будто странного названия повести - Пространство Эвклида. Оно явственно перекликается с завершающими книгу фразами (Сорвали меня с глади и прямизны Эвклида ощущения, пережитые на Везувии. Впереди открывались необъятные просторы)


Идея сферической перспективы

В конкретной практике приверженность к идее сферической перспективы привела Петрова-Водкина к созданию своего метода пространственной интерпретации предметного мира. Взгляд на натуру всегда несколько сверху и сбоку, так что горизонтальные плоскости круглятся и зримо развертываются в глубину


Масштабы книг

Среди многочисленных отступлений от нити автобиографического повествования, зачастую - в масштабах книг - довольно пространных, наибольший интерес представляют те, в которых Петров-Водкин теоретически обосновывает некоторые существенные закономерности восприятия и передачи в живописи и рисунке пространства, цвета и пр., закономерности, которые он широко использовал в своем искусстве и понимание которых может многое объяснить в его произведениях.


Серьезность тяготения художника к проблемам космогонии и геофизики

Что касается мечты подняться на Везувий, то она непосредственно связана со всегдашним интересом Петрова-Водкина к Земле, мирозданию, к проявлениям стихийных сил природы - землетрясениям, извержениям вулканов, морским приливам и прочему.


Музейная Флоренция

Флоренцию, исхоженную, издуманную, созданную мастерами искусства, Петров-Водкин увидел как бы сквозь дымку столетий, населенную великими тенями тех, кому она обязана своей славой. Недаром несколько страниц посвящает он мифическим встречам на улицах тосканской столицы с Данте, Леонардо, Микеланджело, Бенвенуто Челлини.


Воплощение прекрасной юности Европы

Италия произвела на него сильнейшее впечатление. Особенно же два мастера - венецианец Джованни Беллини и Леонардо да Винчи, два города - Флоренция и Рим, и... Везувий, подняться на который было его давней мечтой. Интересно, что Петров-Водкин четко разграничивает значение для него Беллини и Леонардо.


Творческие и общественные позиции

Чтобы понять истоки этих суждений Петрова-Водкина, следует вспомнить, что как художник он сформировался в начале XX века, когда передвижничество, пережившее серьезный кризис еще в 1890-х годах, утратило свои былые творческие и общественные позиции.


Открытая дружеская симпатия

Чрезвычайно интересны страницы Пространства Эвклида, посвященные художественной Москве первых лет нового столетия. Глазами начинающего живописца, еще не вышедшего из стен Училища на Мясницкой, воспринимал Петров-Водкин своих профессоров - умного и немногоречивого Серова, талантливого, чуть поверхностного Коровина, могучего, с руками молотобойца Паоло Трубецкого.