Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Открытая дружеская симпатия

Чрезвычайно интересны страницы Пространства Эвклида, посвященные художественной Москве первых лет нового столетия. Глазами начинающего живописца, еще не вышедшего из стен Училища на Мясницкой, воспринимал Петров-Водкин своих профессоров - умного и немногоречивого Серова, талантливого, чуть поверхностного Коровина, могучего, с руками молотобойца Паоло Трубецкого. А рядом с ними возникают другие фигуры, без которых нельзя себе представить московский мир искусства, - С. И. Щукин и С. И. Мамонтов. И наконец, соученики Петрова-Водкина - Павел Кузнецов, Петр Уткин, Мартирос Сарьян. Целая галерея портретов Автор не стремится к академической беспристрастности, да это и не в его натуре. Серова и Борисова-Мусатова, идейного вдохновителя молодых саратовских художников той поры, Петров-Водкин характеризует с явным и безусловным уважением, Коровина, Щукина и Мамонтова - не без иронии, отчасти несправедливой, Кузнецова, Уткина, Сарьяна - с открытой дружеской симпатией.

Более коротко, но столь же остро и запоминаемо говорится в книге о А. Матвееве, М. Ларионове, А. Козельском, В. Половинкине... Все это люди, которых Петров-Водкин хорошо знал, но он пишет и о тех, с кем не был (а иногда и не мог быть) знаком лично, но чье искусство, деятельность, высказывания были для него в те годы актуальны - от Александра Иванова до Чистякова, Репина, Сурикова, Врубеля. Таким образом, мысли, характеристики, воспоминания Петрова-Водкина охватывают весьма широкий круг имен, создавая интересную (хотя в деталях, может быть, и спорную) панораму русского искусства с середины прошлого века и примерно до 1910 года.

Отмечая спорность некоторых суждений Петрова-Водкина, нельзя, в частности, не коснуться здесь его оценок передвижничества. Они представляют собой противоречивое, казалось бы, сочетание безусловного признания значения того перелома, который произвели передвижники в русском искусстве второй половины XIX века, высокой опенки творчества выдающихся его представителей, прежде всего - Репина, Сурикова, Ге, и в то же время скептического отношения к живописи рядовых членов товарищества (в массе своей сера и тускла была артель Крамского, - пишет он).