Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Творческие и общественные позиции

Чтобы понять истоки этих суждений Петрова-Водкина, следует вспомнить, что как художник он сформировался в начале XX века, когда передвижничество, пережившее серьезный кризис еще в 1890-х годах, утратило свои былые творческие и общественные позиции. Натуралистическое правдоподобие и безыдейное мелкотемье, возобладавшие в поздней передвижнической живописи, с которой он сталкивался на очередных выставках товарищества, бросали в глазах молодого Петрова-Водкина густую тень на всю прошлую деятельность этой организации и невольно отделяли в его сознании от массы передвижников корифеев Товарищества, чья живопись представляла для него очевидную ценность. Вовлеченный в борьбу художественных группировок предреволюционной России, Петров-Водкин транспонировал свое отношение к позднему передвижничеству на все передвижничество в целом. Для него, художника XX века, это было искусство вчерашнего дня, не соответствующее задачам дня наступившего. И даже на грани 1920-х и 1930-х годов, когда писалась повесть, Петрову-Водкину трудно было преодолеть былую обостренно-злободневную оценку товарищества передвижников.

Десятилетнее обучение в Петербурге и Москве дало Петрову-Водкину достаточно серьезную профессиональную подготовку (особенно в последние годы, когда он работал под руководством Серова). Однако сам он чувствовал незавершенность своего художественного образования, как в сфере пластической, так и в части знакомства с сегодняшним днем европейского искусства. Такое знакомство и подлинную школу рисунка и цвета могла ему дать, как он полагал (и как оказалось в действительности), поездка в Париж. Но до того Петров-Водкин решил побывать в Италии, чтобы изучить произведения великих мастеров раннего и Высокого Возрождения на их родине.