Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Импрессионисты для Петрова-Водкина

Интересен сделанный Петровым-Водкиным исторический обзор понимания цвета в искусстве. В противовес византийской традиции, ведущей, по его словам, к замутнению цвета, он выдвигает традицию готическую, доводящую в витражах цветоощущение до ясности трехцветия синий-красный-желтый. На стыке двух этих традиций возникают высшие достижения колористов раннего итальянского Возрождения (Джотто, Мазаччо, фра Беато Анджелико) и Джорджоне. От этой вершины Петрову-Водкину видятся два пути европейской живописи: один проложили Тициан и Веронезе, являющиеся, как он выражается, передатчиками уже эстетизирован-ного цвета последующим поколениям живописцев, второй проходит через Леонардо, Рафаэля и Микеланджело и застопоривается в своем развитии их безразличием к проблеме цвета.

Импрессионисты, по мнению Петрова-Водкина, не сумели правильно использовать открытие закона дополнительных цветов и, стремясь зафиксировать возникающие в связи с этим законом в глазу художника контрастные оптические рефлексы, оплощили картину, распылили само изображение объекта и погасили, в конечном счете, краски на своих холстах.

Таким образом, Петров-Водкин, шедший в своей живописи от тонко нюансированного и сгармонированного локального цвета, оказывается весьма последователен в своих колористических симпатиях и антипатиях.

Еще одна чрезвычайно важная для Петрова-Водкина проблема заключалась в овладении предметом, передаче в живописи не внешнего подобия, а сущности предмета. Рассказывая об учителях в искусстве, он особо выделяет П. П. Чистякова, видя главное его достижение в том, что он привил устремление на предмет молодой русской живописи конца прошлого - начала нынешнего столетия. На страницах Пространства Эвклида Петров-Водкин развивает целостную концепцию отношения художника к предмету и указывает метод изучения предмета. Чтобы додуматься до предметной сущности, - пишет он, - необходимо оголить предмет, выключив его декоративность и его приспособленные для человека функции, и лишь тогда вскрываются земные условия и законы его жизни. Анализируя предмет, Петров-Водкин приходит к выводу, что его видимая форма есть результат борьбы двух сил - внутренней, воздвигающей предмет, и внешней, ограничивающей его. При этом он имеет в виду, конечно, лишь те предметы, которые выполнены в органичных для них материалах, в отличие от дурных, бутафорских (пустотелых, золоченых и пр.).