|
|||
Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация Мастера старого ТбилисиИзобразительный строй вывески духана Талгаукова наиболее типичный для старых тбилисских вывесок и включает в себя типичный для грузинского стола набор предметов: курицу, рыбу, шашлык на вертеле, бутылки с вином. Асимметрично и свободно расположенные в пространстве между двуязычными надписями, они создают впечатление натюрморта. Вывеска чайного заведения Асадбы СарчибашеваБольшинство тифлисских вывесочников были объединены в живописно-малярный амкар, который функционировал до конца первого двадцатилетия XX века. Первое упоминание о нем прослеживается в 1865 году. Судя по документам из ЦГИА ГССР, в 1914 году в амкар входило 109 человек (подмастерья, мастера и устабаш, или старшина цеха). Газета Новое обозрениеК.Зданевич описал работу художника: «У вокзала, на Молоканской улице, высится кирпичный дом, угол которого срезан: здесь вход в полутемный подвал, в нем торгуют вином. Над дверью, на фоне тусклого кирпича, блещет свежими красками забавная вывеска. Ее яркие и веселые тона привлекают внимание прохожих. На ней надпись крупными буквами «Винный погреб», а пониже мелким текстом «Распивочно и на вынос». Симметрия, фигуры и предметыВывески Н.Пиросманашвили, так напоминающие натюрморты, строги, сдержанны по композиционному строю и, при наличии в них станкового начала - монументальны. В них соблюдена симметрия, фигуры и предметы, расставленные в свободной изолированности друг от друга (курица, шашлык, овощи и фрукты, бутылки и стаканы и т. д.), материальны. Духаны и винные погребаВ старом Тбилиси было где погулять - около ста пятидесяти духанов, более двухсот винных погребов, множество торговых лавок, ремесленных мастерских насчитывалось здесь. Нисколько не преувеличивая роль духанов в жизни города, сошлемся на свидетельство современника: «Духан - удивительно счастливая выдумка кавказского населения. В нем сказалось то же чувство человеческого достоинства закавказца, та же общечеловеческая потребность его.« Какие любопытные, какие поучительные встречи и знакомства делаются в духане! Каких характерных типов насмотритесь вы здесь, каких наслушаетесь характерных разговоров! Кавказский духан полон простоты и простодушия чисто патриархальных.» Ироничный язык старого Тбилиси Язык вывесок, яркий и броский, внешне эффектный, но лаконичный и доступный, был рассчитан на то, чтобы остановить прохожего. В пестром и многоязычном Тифлисе вывеска была международным языком. Часто в текст, сопровождавший изображение, вкладывался автобиографический смысл. Старые тбилис-цы помнили, что на одном из городских базаров (и сейчас иногда называемом Солдатским) находился духан ашуга Агазада под названием «Ноева лечебница». Старые тбилисские вывескиДо наших дней вывески не сохранились, и «реконструировать» их можно лишь по старым фотографиям и негативам (в основном Д.Ермакова и А.Роинишвили), по редким статьям в дореволюционной грузинской прессе и по воспоминаниям старожилов города. Время их возникновения, пожалуй, следует отнести к первой половине XIX века, когда Тифлис постепенно обуржуазивался и все больше принимал облик капиталистического города. Монументально-декоративная живописьНа панно изображен грузинский дворик с полуразвалившейся хижиной и стогом сена. Оба изображения выполнены в традициях реалистической станковой живописи, к которой тяготел в своем творчестве Г.Зазиашвили. Подобная сельская тематика была распространена и в домах российского купечества конца XIX века, и здесь уместно привести свидетельство очевидца: «Парадная лестница особой презентабельностью не отличалась, хотя стены ее были расписаны лесными ландшафтами с пастушками, овечками, оленями и райскими птицами». Живопись старых тбилисских домовКопии носили зачастую признаки ремесленности, иногда выглядели неграмотно, но, так или иначе, в них реализовывалась тяга провинциальных мастеров к художественным образцам столицы. Это было естественным для города, который, как двуликий Янус, был обращен как к Западу, так и к Востоку. Увлечение антикизирующими сюжетами Роспись в парадном подъезде дома по ул. Энгельса,- шесть панно, выполненных в технике масляной живописи по штукатурке. Правильные пропорции обнаженных фигурок, тщательно прорисованные лица и цветы выдают руку не маляра-альфрейщика, а художника достаточно профессионального уровня. |
|