Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Мастера старого Тбилиси

Изобразительный строй вывески духана Талгаукова наиболее типичный для старых тбилисских вывесок и включает в себя типичный для грузинского стола набор предметов: курицу, рыбу, шашлык на вертеле, бутылки с вином. Асимметрично и свободно расположенные в пространстве между двуязычными надписями, они создают впечатление натюрморта. Декоративным акцентом вывески воспринимается изображение рокайля и симметрично написанных птичек, так похожих на птичек с картин Н.Пиросманашвили, но без того символического смысла, которым наделял их художник. К концу XIX века в Тбилиси все более массовый характер приобретают шрифтовые вывески и особенно в той части города, где находились магазины с новыми формами торговли по российскому и европейскому образцу. Бытовали здесь и вывески-картины, тяготевшие по своей стилистике к «ученой» живописи и рассчитанные на элитарную публику.

Собственно, шрифтовые вывески писались на одном, двух или трех (грузинском, армянском и русском) языках. Большинство вывесок аршинными буквами сообщало имя владельца или торговца, другие перечисляли номенклатуру товаров. Разномасштабность букв и слов, контрастность шрифта и расположение самой вывески были рассчитаны на чтение издалека. Шрифтовые вывески утверждали стиль солидных магазинов и придавали им строгий и деловой характер.

Нисколько не преувеличивая и не идеализируя деятельность живописных и малярных дел мастеров старого Тбилиси, необходимо признать ее значение в широкой и многоликой струе городской художественной культуры, выражаясь языком археологов, как культурного пласта.