Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Комплекс идей Толстого

Комплекс идей Толстого - отрицание научного и технического прогресса, взгляд на общественное место женщины, призыв заменить нуждающимся материальную помощь духовной, непротивление злу насилием и другое - рассматривался передовыми кругами как консервативный и общественно вредный. Ильин без труда находит убедительные аргументы против недавнего кумира.


Ничтожный материальный успех

Выставка произведения Н.Н.Ге открылась в Бостоне 11 января 1891 года. Первая статья о ней в «Boston Herald называлась «Великая русская картина»; основную идею произведения автор статьи видел в противоположении духовной мощи мирской власти. Выставка работала до начала февраля и принесла ничтожный материальный успех. Н.Д.Ильин для привлечения публики одевал сына Леандра, продававшего билеты, в русскую рубаху, но этот элемент национального колорита ничего не изменил.


Персональная выставка В. В. Верещагина

В декабре 1890 года Н.Д.Ильин уехал в Соединенные Штаты. Там повторилось то, что было в Германии: «газеты хвалили, публика не шла». Незадолго до приезда Ильина американцы купили за 35000 рублей картину К.Е.Маковского «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» и экспонировали ее в Нью-Йорке. Несмотря на обычно привлекающую публику «историческую экзотику» произведения, выставка не окупила расходов на аренду помещения, рекламу и освещение - все это подтверждало мысль о финансовой неэффективности экспонирования одной картины.


Результат слабеющей веры

В Берлине выставку посещали преимущественно заезжие англичане и американцы. Видимо, они внушили Ильину уверенность в том, что подлинного успеха он сумеет добиться только в Новом Свете. В ноябре Ильин в отчаянии писал на родину: «Рядом со мной два Паноптикума на Фридрихштрассе, туда народ валит потоком, а я сижу с утра, теперь два часа дня - еще не было ни одного человека!» Уже в Берлине у неуравновешенного устроителя выставки возникают мысли о самоубийстве.


Своеобразие образа Христа

2 октября Н.Д.Ильин сделал следующую запись в «Дневнике»: «Сначала я думал двинуться в Париж или прямо в Соединенные Штаты, но меня соблазнила близость Берлина и тот нравственный успех, который картина стяжала в Гамбурге. Об этом успехе я вторично написал Николаю Николаевичу, отослав ему массу фельетонов, о которых может разве только мечтать художник, неизвестный до того времени за границей».


Попытки создать Христа бедняков

Выставка начала работу при самых благоприятных симптомах. В первый же день ее посетило около ста человек. Статья в одной из гамбургских газет о произведении русского мастера начиналась так: «Вчера мы видели картину, которая производит впечатление удара ножом в сердце». Несмотря на отдельные неблагоприятные отзывы, исходившие главным образом от художников, публика хорошо принимала картину, и Ильин с воодушевлением писал Ге: «Та черта удивления и столбняка при виде картины, которую проявила российская публика, здесь едва замечалась, здесь картину понимают».


Экспансия русского искусства за рубеж

Для идеи экспансии русского искусства за рубеж еще не пришло время; организация же персональных выставок среди передвижников не получила развития и, видимо, рассматривалась как мера, способствующая личной популярности автора, что, естественно, расходилось с идейными установками Товарищества. На противоположной позиции стояли художники академического лагеря; чаще других персональные выставки устраивались Айвазовским, Верещагиным, К.Маковским, Клевером.


Устройство персональных выставок

К идее экспонирования картины за рубежом Л.Н.Толстой отнесся недоверчиво. В августе 1890 года он писал Ге: «У меня был некто Якубовский из Петербурга, знакомый Ильина, недели две (или меньше) тому назад, и картина еще не уехала. Из Америки кое-кто отвечали. Один Гарисон пишет, что едва ли будет иметь успех, так как фиаско выставки картин Верещагина отбило охоту от русских картин.


Права на картину

2 июня 1890 года Ильин получил письмо Н.Н.Ге, в котором художник разделял мнение относительно показа картины всюду, «где есть люди с душою и разумом. Хорошее святое дело везде можно делать, и бог всегда поможет в таком деле». Наиболее отзывчивыми в вопросах веры Ге считал американцев - убеждение художника полностью совпадало с мнением Ильина, побывавшего за 20 лет до этого в Штатах и считавшего себя знатоком американской жизни.


Показ публике Христа-арестанта

До запрещения картины Ильин еще дважды успел побывать на выставке; он подтверждает полярность впечатлений, производимых произведением Ге: «Последнее было крайне разнообразно. В толпе, постоянно теснившейся против картины, то раздавались сдержанные протесты против крайнего реализма в изображении Христа, то слышали благоговейный шепот, обличавший настроение зрителя, близкое к тому, которое испытывал я. Между лицами противных мнений завязывались споры, которые, конечно, не разрешались; каждый оставался в своем убеждении».