Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Развитие проблематики и поэтики живописи

Непростая проблема связи времен вызывает к жизни мотив двери, порога («Северная часовня» В. Попкова; «Люкс в Дзинтари» Т. Наенповой, 1977). Это один тип решения. Другой -- варьируемый опять же как идеальная модель - мотив «древа жизни» («История одной жизни», центральная часть триптиха М. Греку, 1967; «Когда созрел тутовник» Ж. Умарбекова, 1975).


Генеалогическая цепь взаимосвязанных тем и мотивов

 Жаждой порождены многие картины, дающие позитивное решение темы человеческого контакта, иногда предлагающие его идеальную модель. Адекватным мотивом здесь оказываются сцены совместного пения, весьма характерные для современной живописи («Песня» Д. Скулме, 1977; «Песня» О. Фи-латчева, 1977, и другие).


Импульс развития темы

А. Мелконяна с одинаковым названием «Перед зеркалом» (1977). Тот же мотив варьируется в «Бакинском автопортрете» (1979) Т. Нариманбекова, где контраст выражений отраженных ликов становится резче, что подводит нас к проблеме лица и личины, составляющей особую тематическую ветвь.


Тематическая линия произведений

В картине Е. Моисеенко «Август» мотив отроческой наготы органически соединен с мотивом парения, полета фигуры прыгающего в воду подростка. И это далеко не случайно, поскольку и тут возникает некий смысловой ряд. Вспомним парящую девочку в «Майском празднике» В. Попкова, а также образы некоторых других картин, где тема юности выражена движением персонажей, откровенно («Лето» В. Тюленева, 1971) или более опосредованно сопоставляемым с полетом птиц («Качели» Б. Шаманова, 1975).


Распространение в современной живописи мотивов ранней юности

Взаимосвязь человека и мира все более понимается как эмоционально-духовная, и потому одной из важнейших забот нашего общества и одной из актуальных тем современного искусства является проблема духовного формирования человеческой личности.


Интенсивное развитие в современной советской живописи

Творчество Попкова потому и послужило отправным пунктом нашего анализа, что в нем наиболее концентрированно запечатлелись существенные тенденции всей нашей живописи. Пусть в ней не так уж много подчеркнуто драматичных произведений, в которых в один узел завязаны многие животрепещущие проблемы.


Место изображенного предмета в картине

Драматургия картины - здесь вся в авторской подаче мотива. Место изображенного предмета в картине, соотношение его с другими образными компонентами, ритмическое, линейное, цветовое взаимодействие тех или иных компонентов - все это и делает мотив подлинно осмысленным, содержательно весомым.


Понимание принципа ассоциативности

 Если в образном контексте «Майского праздника» темный силуэт птицы выражал тему тревоги, предвестья, то «Возвращение» сообщало ее образу иной смысл. Причем за первичной темой весеннего прилета на Родину просматривалась и тема вечности Родины (ее природы, культуры) и временности, преходящести отдельного существа, а может быть, и тема возвращения к неким духовным первоистокам.


Смысловая перспектива ассоциативной картины

Думается, можно высказать предположение, что причину сдвигов следует искать в росте духовной культуры зрителя. А это в свою очередь связано с тем, что эволюционировало соотношение категорий личного и общественного в нашем обществе.


Процесс эмоционально-интеллектуального постижения

Достигаемое широким спектром выразительных средств, драматургическое напряжение образа - в данном случае образа всей картины - создает ту атмосферу проблематичного, многозначного, порой гадательного, которая определяет пространство духовно-интеллектуального поиска зрителя.