Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Понимание принципа ассоциативности

 Если в образном контексте «Майского праздника» темный силуэт птицы выражал тему тревоги, предвестья, то «Возвращение» сообщало ее образу иной смысл. Причем за первичной темой весеннего прилета на Родину просматривалась и тема вечности Родины (ее природы, культуры) и временности, преходящести отдельного существа, а может быть, и тема возвращения к неким духовным первоистокам. Таким образом, символические значения тех или иных мотивов рождаются именно благодаря выявлению ассоциативных связей. «Сообщение», заключенное в картине, не просто принимается зрителем, но в большей мере и сотворяется им. Картина, следовательно, ждет от зрителя инициативы: от него требуется известная духовная работа, самостоятельный поиск. Вот почему картину ассоциативного типа можно назвать «открытой системой», как бы предуготованной к многовариантному будущему.

Понимание принципа ассоциативности заставляет задуматься о семантике мотива, конкретизирующего ту или иную тему. Вопрос этот возникает не случайно, ибо ослабление позиций сюжета привело к укреплению позиций мотива. Пытаясь уточнить различие этих категорий (отнюдь не абсолютное!), можно сказать, что сюжет - творческая интерпретация фабулы, подпочвой которого остается значимость самого изображаемого события, его объективная драматургия. И хотя сюжет далеко не всегда бывает развернутым, он так или иначе фиксирует некую уникальность момента действия. Мотив не подразумевает обостренного ощущения особости происходящего. Как правило, он питается распространенным, типологическим, отражая обычное течение жизни, ее бытийные аспекты. Причем мотивом для художника может быть не только какое-либо явление, но и предмет (например, дерево, картина, горящая свеча) или даже свойство предмета (старость, юность, нагота).