Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Тематическая линия произведений

В картине Е. Моисеенко «Август» мотив отроческой наготы органически соединен с мотивом парения, полета фигуры прыгающего в воду подростка. И это далеко не случайно, поскольку и тут возникает некий смысловой ряд. Вспомним парящую девочку в «Майском празднике» В. Попкова, а также образы некоторых других картин, где тема юности выражена движением персонажей, откровенно («Лето» В. Тюленева, 1971) или более опосредованно сопоставляемым с полетом птиц («Качели» Б. Шаманова, 1975). Упомянутые картины создают ощущение огромных потенциальных возможностей молодости, ощущение широких просторов, открывающихся перед ней.

Вполне понятно, что где-то рядом с подобной проблематикой проходит тематическая линия произведений, посвященных выбору жизненного пути («Начало пути» В. Иванова, 1977). Представление о нем реализуется в характерном мотиве дороги, появляющемся, например, в работе Е. Моисеенко «Сережа» (1973). Примечательно развитие и обогащение мотива: мальчик держит в руке яблоко, словно раздумывая, прежде чем надкусить этот «плод познания». Художник как бы намекает, что оно-то и является содержанием жизненного пути человека. Аналогичный ход, опирающийся на ассоциации 5, идущие от древнего мифа, применен и в «Улице детства» В. Тюленева. И если у Е. Моисеенко и В. Тюленева избранный мотив еще сохраняет характер непроизвольно увиденного, то у Д. Жилинского в картине «Под старой яблоней» (1969) он усиленно педалирован: яблоко получает подчеркнуто символический смысл. А в его же работе «Адам и Ева» (1981) уже расставлены все точки над і - плоду познания возвращается его первоначальное значение. Становление личности, необходимость выбора пути предполагают и внутреннее самоопределение человека. Изобразительно проблема эта нередко решается посредством мотива «двойника» 6. Разглядывая свое отражение в зеркале, человек как бы «выбирает» собственное лицо. Примером могут послужить две работы