Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Место изображенного предмета в картине

Драматургия картины - здесь вся в авторской подаче мотива. Место изображенного предмета в картине, соотношение его с другими образными компонентами, ритмическое, линейное, цветовое взаимодействие тех или иных компонентов - все это и делает мотив подлинно осмысленным, содержательно весомым. В картине ассоциативно-символического типа семантика мотива обнажается. Это, может быть, не столь заметно на примере отдельно взятого произведения. Однако когда перед нами выстраивается ряд произведений, повторяющих и варьирующих один и тот же мотив, тогда становится ясно, что он далеко не случаен: настойчивая повторяемость мотива - лучшее доказательство его содержательной значимости. Однако если в сюжете больше непосредственной информативности и он сам раскрывает себя, то мотив менее словоохотлив. Он заговаривает по-настоящему в круге определенных представлений, рассчитанный на «потенциальную договоренность» людей общей культуры, общего исторического опыта. Поэтому значение мотива полностью раскрывается в контрастном соседстве с его вариациями, в определенном тематическом ряду. Иными словами, образные компоненты взаимодействуют не только в пределах данной картины, их содержание «возбуждается» извне, сопоставлением с другими произведениями. Каждое новое произведение - причем необязательно явно ассоциативное! - попадает в контекст художественного процесса (а его характеристики особенно явственны в наш век благодаря развитию средств массовой информации - телевидения, кино, цветной печати), и именно на фоне того, что уже сделано, срабатывают, оживая, дремлющие порой смыслы мотива. Вот почему сами мотивы и, соответственно, выражаемые ими идеи оказываются логически связанными между собой. Они как бы естественно «произрастают», отпочковываясь друг от друга. И если мы вправе говорить о «древе идей» применительно к творчеству одного художника (например Попкова), то, очевидно, можно говорить и о «древе идей» искусства определенного периода.