Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Распространение в современной живописи мотивов ранней юности

Взаимосвязь человека и мира все более понимается как эмоционально-духовная, и потому одной из важнейших забот нашего общества и одной из актуальных тем современного искусства является проблема духовного формирования человеческой личности. Естественно, что, ставя вопрос о духовной зрелости входящего в жизнь поколения, художники, особенно молодые, прежде всего вопрошают самих себя. Видимо, не случайно в семидесятые годы появилось множество автопортретов, в которых новую остроту приобретает акт личностного самосознания и самопознания художника. Но тема формирования человека получает и более широкий разворот. И решается она на новом уровне. Если, скажем, в довоенных картинах образы юношей и девушек связывались с идеей обновления жизни, воплощая физическое здоровье, жажду знания, то теперь художников волнует проблема становления личности, проблема ее - порой нелегкого - духовного созревания («Юность» В. Попкова, 1968; «Саженцы» С. Мурадяна, 1969). Заметно распространение в современной живописи мотивов ранней юности, отрочества. Причем их содержание нередко получает дополнительный акцент: идея отроческой незащищенности, ранимости усиливается мотивом наготы. Стоит вспомнить, что в довоенной живописи нагота человеческого тела выражала либо спортивные устремления молодежи, либо чувство полноты и радости бытия. Семантическая окраска мотива в картинах рассматриваемого периода во многом изменилась. Работы «Мальчик, слушающий музыку» (1972) Р. Тордия и «Мальчишки» (1975) Е. Моисеенко рождают мысли о судьбе молодого поколения. Мотив наготы «срабатывает» здесь потому, что в первом случае он явно «необязателен» в данной ситуации; во втором же - превращается из проходного в длящийся, сопутствующий состоянию раздумья. Благодаря аналогичному приему расширяются смысловые горизонты и в картине «Земля людей» В. Тюленева.