Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Интенсивное развитие в современной советской живописи

Творчество Попкова потому и послужило отправным пунктом нашего анализа, что в нем наиболее концентрированно запечатлелись существенные тенденции всей нашей живописи. Пусть в ней не так уж много подчеркнуто драматичных произведений, в которых в один узел завязаны многие животрепещущие проблемы. Драматичен сам художественный процесс, его динамика, реализующаяся посредством отчетливых разветвлений, отталкиваний, взаимных оппозиций. Интенсивное развитие в современной советской живописи получили мотивы, связанные с темой «человек и мир» (которая развивается в подтемах: «человек и природа», «человек и люди», «личность и общество» и другие). Обращение к вечным темам вызвано и характером переживаемого - в глобальном масштабе- исторического момента, и потребностью на новом этапе развития нашего общества осознать основные ценности человеческого бытия 4. Причем, в отличие от искусства прошлых эпох, эти темы не опосредуются религиозно-мифологическими сюжетами, а в большинстве случаев решаются «впрямую». Но вечные темы потому и являются вечными, что их невозможно решить раз и навсегда. Нравственно-философские вопросы, волнующие современных художников, не знают однозначных ответов. Поэтому наша живопись, касающаяся вечных тем, охотно прибегает к языку иносказаний, притч, к языку ассоциаций, рассчитанных на индивидуальное восприятие зрителя, на его интеллектуально-эмоциональную творческую «поддержку». Разумеется, общая тема, о которой зашла речь, - «человек и мир» с ее вариациями - отнюдь не объемлет всего тематического многообразия нашей живописи 60-80-х годов, но является тем не менее характерной, специфичной для данного времени.