Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Смысловая перспектива ассоциативной картины

Думается, можно высказать предположение, что причину сдвигов следует искать в росте духовной культуры зрителя. А это в свою очередь связано с тем, что эволюционировало соотношение категорий личного и общественного в нашем обществе. Само мышление человека XX столетия обрело ряд особенностей: оно стремится к целостности, синтетичности. Поэтому и тип ассоциативной картины формируется именно как результат новых отношений, новых связей между современным человеком и современным миром, как способ разрешения «конфликта» между «малым» и «большим», отдельным и общим. Смысловая перспектива ассоциативной картины развертывается как символическая. Символ (шире - ассоциативно-символическая художественная структура) - это мост, перебрасываемый от единичного к общему, от конкретно-образного - к отвлеченно-понятийному. Добавим: мост, движение по которому в обе стороны совершается непрерывно. Обладание определенным историко-культурным опытом - первое условие восприятия произведений ассоциативно-символического типа. Второе условие - известная степень личностной активности зрителя. Ведь ход его постижения картины не предписан причинно-следственной связью сюжета, а возникает как свободная интерпретация данных, предоставленных художником. Подчеркнем, что в отличие от искусства прежних эпох, использовавшего символы традиционные, современная живопись оперирует символическими значениями, не предуставленными заранее.

Интересно в этом плане сопоставить картину «Майский праздник» В. Попкова и его «Возвращение» (обе 1972 года). И тут, и там изображена летящая птица.