Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Развитие проблематики и поэтики живописи

Непростая проблема связи времен вызывает к жизни мотив двери, порога («Северная часовня» В. Попкова; «Люкс в Дзинтари» Т. Наенповой, 1977). Это один тип решения. Другой -- варьируемый опять же как идеальная модель - мотив «древа жизни» («История одной жизни», центральная часть триптиха М. Греку, 1967; «Когда созрел тутовник» Ж. Умарбекова, 1975). Ту же идею непрерывности жизни, ее вечного обновления выражает и мотив источника, родника («У родника (Источник)» Б. Шаманова; «Источник» Д. Скулме, 1977).

Итак, развитие проблематики и поэтики живописи, фиксируемое памятью ее языка, создает предпосылки для утверждения картины ассоциативного типа. В свою очередь, будучи «сформулированным» в творческой практике и осознанным критикой, принцип ассоциативности начинает жить в современном искусстве как бы помимо нашей воли, оказывая воздействие на течение художественного процесса. Такова реальность современного искусства, имеющая и свои позитивные, и свои негативные моменты. О последних следует сказать особо.

Духовное пространство, создаваемое современным искусством, буквально пронизано множеством идейно-тематических коммуникаций, ассоциативных линий, образующих свое силовое поле. Это поле настолько напряжено, настолько велика наша готовность за «текстом» обнаружить некий «подтекст», некий символический план, ловящий отзвуки загадок и проблем века, что оно способно порождать аберрации и иллюзии: мы придаем чему-либо значение большее, чем оно на самом деле заслуживает. У нас порой возникает охота играть в «голого короля». Появляются произведения паразитирующего свойства, выдающие «ничто» за «нечто».