Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Генеалогическая цепь взаимосвязанных тем и мотивов

 Жаждой порождены многие картины, дающие позитивное решение темы человеческого контакта, иногда предлагающие его идеальную модель. Адекватным мотивом здесь оказываются сцены совместного пения, весьма характерные для современной живописи («Песня» Д. Скулме, 1977; «Песня» О. Фи-латчева, 1977, и другие). Участвуя в исполнении песни, люди преодолевают свою разобщенность, приходят к духовному единению. То же можно сказать и о музицировании, нашедшем отражение в работах ряда мастеров («Концерт старинной музыки» Г. Егошина, 1980).

Таким образом, перед нами выстраивается генеалогическая цепь взаимосвязанных тем и мотивов, которые безусловно взаимодействуют между собой. Причем рядом с намеченной линией можно прочертить и другие. Например, рассмотреть, как тема внутрисемейных отношений перерастает в тему отношений семьи с окружающим миром («Лето. Июль» В. Попкова; «Семья» А. Мелконяна). Или как тема взаимосвязи взрослых и детей трансформируется в тему смены и преемственности поколений («Старик и дети» В. Калинина, 1974; «Сыновья» П. Оссовского, 1974-1975). Здесь, естественно, возникает вопрос об исторической памяти; человек мыслится в историческом времени, он нередко вступает в диалог с прошлым («Юность» Т. Яблонской, 1970; «Диалог» (Триптих) А. Савицкаса, 1977). Во весь рост встает тема времени, тема связи времен и «обращения» сегодняшнего - к вечному. На этой генеалогической линии мы также встретим характерные, семантически содержательные мотивы. Так, широко распространяется изображение часов. В картине «Продавец птиц» (1968) 3. Нижарадзе часы словно бы отсчитывают время пригрезившейся во сне волшебной сказки. В картине «Работа окончена (1972) В. Попкова - время отуманенной дремотой, но неотступной яви... Многообразные лики часов как бы составляют алтарь «божества» - Времени, которому служат люди, в картине «Часовых дел мастера» (1970) Я. Крестовского.