Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Различные графические техники

Таким образом, испробовав различные графические техники и способы пластической интерпретации литературной основы, Матисс середины 1940-х годов все чаще приходит к иллюстрированию книг преимущественно сериями литографских вариантов одного или нескольких главных, с его точки зрения, образов, а во внешнем оформлении охотно использует приемы декупажа.


Техника декупажа

Известно, что Матисс, обращавшийся к декупажам и раньше, главным образом во второй половине 1930-х годов, интенсивно и постоянно занимался ими начиная с 1943 года и до конца своих дней. Именно со времени работы над Джазом декупажи стали специфически личной формой реализации его декоративных, а затем и монументально-декоративных замыслов (площадь некоторых панно Матисса, исполненных методом декупажа, составляет десятки квадратных метров).


Техника авторской печати

На протяжении почти четверти века работы в книге Матисс обращался к различным техникам авторской печати. Эволюция их прослеживается без труда. Первую книгу - Стихотворения Стефана Малларме - Матисс украсил чистыми линейными офортами.


Метод работы Матисса

Метод работы Матисса над большинством книг был устойчив. Сначала он долго вживался в текст - читал и перечитывал стихи, постепенно отбирая состав будущего тома и обдумывая его порядок.


Интерпретация средствами пластического искусства

Матисс воспринимал книгу - и, что особенно важно, это чувство он умел сохранить в течение всего времени работы над ней - как единый организм, в котором ни одна деталь не может быть решена вне связи со всеми другими и без соподчинения целому.


Творческая щедрость

Матисс принес с собой в книгу огромную художественную культуру, тонкое понимание внутреннего ритма композиции, всегдашнее стремление к гармонии и уравновешенность ансамбля в целом, великое умение строжайшего отбора, даже самоограничения, и вместе с этим - характерную для него широту видения, полнозвучие формы, творческую щедрость, свободное дыхание большого художника, наконец, высокое чувство ответственности прежде всего перед самим собой.


Причины возникновения тех или иных изданий

Обратись к книге сравнительно поздно, в зените славы и в пору полной творческой зрелости, Матисс, казалось, должен был мало зависеть от издателей и мог по собственному вкусу выбирать для работы то или иное литературное произведение.


Одиннадцать книг художника

Если исключить две ранние книги Матисса, изданные в первой половине 1930-х годов, и две поздние, выпущенные посмертно, то остальные одиннадцать книг художника вышли в свет за довольно короткий промежуток времени между 1944 и 1952 годами.


Иллюстрации и книжное оформление

Здесь нужно заметить, что Матисс, бывший необычайно требовательным не только к самому себе, но и к полиграфическому уровню исполнения своего замысла, шел всегда навстречу коммерческим интересам издателей своих книг.


Великолепное полиграфическое качество

Книги Матисса, в большинстве своем, великолепного полиграфического качества. Выходили они строго ограниченными тиражами, печатались, как правило, в нескольких издательских вариантах на высококачественной бумаге двух-трех сортов и сопровождались дополнительными оттисками гравюр или литографий в головной части тиража.