Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Различные графические техники

Таким образом, испробовав различные графические техники и способы пластической интерпретации литературной основы, Матисс середины 1940-х годов все чаще приходит к иллюстрированию книг преимущественно сериями литографских вариантов одного или нескольких главных, с его точки зрения, образов, а во внешнем оформлении охотно использует приемы декупажа. Тем самым книжные работы Матисса еще теснее смыкаются со всем его творчеством этих лет, в котором рисунок и декупажи занимают чрезвычайно важное место как в сфере станковой, так и монументально-декоративной (включая интерьер Капеллы четок в Вансе, которую сам Матисс считал венцом всей своей жизни художника). Вместе с тем, и это следует подчеркнуть, у Матисса не было заданных наперед типов решений книги, единой схемы макета, обязательной системы распределения иллюстраций и элементов украшения издания. Наоборот, он стремился избежать повторения использованного приема (так, занимаясь Аполлинером, он, по свидетельству Л. Н. Делектор-ской, заметил, что повторяет оформление Возвратов, и без колебаний переработал уже сложившийся макет книги). Всякий раз Матисс, исходя из эмоционального восприятия текста и своей задачи в Целом, находит новый пластический образ издания и, тщательно его разрабатывая, добивается максимально полного и скрупулезно точного осуществления своего замысла.

Когда в 1930 году Матисс получил заказ на иллюстрации и макет сборника избранных стихотворений Стефана Малларме, он не имел еще опыта работы в книге, но за плечами его был огромный путь в иных областях искусства, и он, как это скоро выяснилось, ясно представлял себе решение стоящей перед ним задачи. Отказавшись от традиционного построения книжного разворота, основанного на равенстве размеров пятна набора и иллюстрации, Матисс компонует разворот иначе: тонкий линейный рисунок офорта заполняет весь лист, доходя почти до краев его, и с этим светлым, прозрачным, четким рисунком находится в динамичном равновесии более темный, компактный прямоугольник курсивного набора текста, оживленного красной заглавной литерой. Решение было неожиданно ново и удачно. Пластическая строгость, редкостная красота и какая-то необыкновенная чистота линий - все это сообщает особую выразительность лаконичным офортам к Стихотворениям Стефана Малларме.