Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Техника авторской печати

На протяжении почти четверти века работы в книге Матисс обращался к различным техникам авторской печати. Эволюция их прослеживается без труда. Первую книгу - Стихотворения Стефана Малларме - Матисс украсил чистыми линейными офортами.

Для следующей - Улисса Джойса он хотел сделать иллюстрации в литографии, но осуществил их в офорте мягким лаком, зрительно очень напоминающем литографию. Когда после восьмилетнего перерыва Матисс вернулся к работе в книге, то стал варьировать техники, как бы пробуя их возможности. Иллюстрации к Пасифае Монтерлана, которыми он занимался в 1942-1943 годах, выполнены белым штрихом в гравюре на линолеуме (а гравированные также белым штрихом на линолеуме заглавные литеры печатались кармином, - прием, и позднее использовавшийся Матиссом). Начатый тогда же, в 1942 году, том любовной поэзии Ронсара, занимавший важное место в помыслах Матисса на протяжении ряда лет, был иллюстрирован одними литографиями, печатавшимися в тоне темной сангины. Поэмы Шарля Орлеанского (первые месяцы 1943 г.) декорированы и иллюстрированы в оригинале цветными карандашами, воспроизведенными затем фотолитографским методом. А начатый также в 1943 году Джаз представляет собой в основе альбом декупажей (вырезок), тиражированных от руки с помощью пошуаров (трафаретов) и зрительно соединенных между собой писанным от руки самим Матиссом текстом. Таким образом, налицо целая палитра более или менее традиционных техник, к которым Матисс присоединяет введенную им в книгу, как бы заново изобретенную им технику декупажа.