Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Техника декупажа

Известно, что Матисс, обращавшийся к декупажам и раньше, главным образом во второй половине 1930-х годов, интенсивно и постоянно занимался ими начиная с 1943 года и до конца своих дней. Именно со времени работы над Джазом декупажи стали специфически личной формой реализации его декоративных, а затем и монументально-декоративных замыслов (площадь некоторых панно Матисса, исполненных методом декупажа, составляет десятки квадратных метров).

Не гравируя сам на дереве (техника, требующая сугубо профессиональной сноровки и значительных физических усилий, для него уже недоступных), Матисс не раз прибегал к помощи ксилографа-профессионала Тео Шмида для перевода в гравюру на дереве своих линейных декоративных арабесок и заглавных буквиц.

В 1944-1945 годах, к которым относится работа Матисса, вслед за Джазом, еще над несколькими книгами, он определенно предпочитает обращаться к литографии, представляющей, так сказать, реализацию в печати его обычного линейного рисунка, исполненного на корнпапире. Интенсивные занятия рисунком, никогда не прерывавшиеся Матиссом, именно к 1940-м годам достигли апогея целеустремленности, и литография давала ему возможность работать в книге, не отвлекаясь в главном - иллюстрациях - на преодоление той или иной техники гравирования. Сериями литографий, каждая из которых вносит свою лепту в характеристику складывающегося в их сумме образа, иллюстрированы Возвраты, Аполлинер, Цветы Зла, Португальские письма; такого рода серия легла в основу Ликов. Чтобы обогатить и разнообразить декоративно-пластическое решение, Матисс иногда добавлял к литографским иллюстрациям гравированные на линолеуме заглавные литеры или концовки, а обложки исполнял в технике декупажа (Возвраты , Аполлинер). Так же поступает он и в последней вышедшей при его жизни книге Отклики (1952). Две несколько более ранние книжные работы - Антильские стихотворения Но (главным образом 1946-1947) и Праздник в Киммерии Дютюи (1949), вышедшие в свет спустя много лет после смерти художника, иллюстрированы сериями литографий, как и книги середины 1940-х годов.