Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Причины возникновения тех или иных изданий

Обратись к книге сравнительно поздно, в зените славы и в пору полной творческой зрелости, Матисс, казалось, должен был мало зависеть от издателей и мог по собственному вкусу выбирать для работы то или иное литературное произведение. На самом деле все обстояло сложнее, во всяком случае, репертуар иллюстрированных и декорированных Матиссом книг едва ли полностью соответствует его литературным склонностям. Каждая матиссовская книга имеет свою историю, и эти истории свидетельствуют о самых различных причинах возникновения тех или иных изданий. Были книги, которые избирал он сам, и были книги, которые, можно сказать, избирали его, иными словами, в одних случаях инициатива выбора исходила от Матисса, в других - от издателей или близких и друзей Матисса. Улисса Джойса Матисс иллюстрировал по прямому заказу издателя, а сборник Отклики - из чувства симпатии к студенткам, жившим в туберкулезном санатории в Вансе; Аполлинером занимался в память своего давно умершего друга, Возвратами - по просьбе близкого приятеля, а Цветами Зла - потому, что высоко ценил и тонко чувствовал поэзию Бодлера. И все же своим выбором, - когда речь шла о действительно свободном выборе литературного источника, - Матисс недвусмысленно продемонстрировал склонность к классикам французской поэзии (Шарль Орлеанский, Ронсар, Бодлер, Малларме), а также к поэтическим сборникам и лирической прозе некоторых своих современников и друзей (Монтерлан, Но, Рувейр, книга об Аполлинере, сборник стихов Превера, Хикмета и Верде Отклики). Примечательно, что Матисс любил сам формировать поэтические сборники (Ронсара, Шарля Орлеанского, Бодлера, Но), выбирая стихи не просто ему близкие, а те, которые рождали в душе его зримые образы. При этом он имел обыкновение помещать первым в таком сборнике стихотворение, наиболее полно выражавшее его собственное отношение к автору и становившееся тем самым своего рода посвящением художника поэту.