Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Попытки создать Христа бедняков

Выставка начала работу при самых благоприятных симптомах. В первый же день ее посетило около ста человек. Статья в одной из гамбургских газет о произведении русского мастера начиналась так: «Вчера мы видели картину, которая производит впечатление удара ножом в сердце». Несмотря на отдельные неблагоприятные отзывы, исходившие главным образом от художников, публика хорошо принимала картину, и Ильин с воодушевлением писал Ге: «Та черта удивления и столбняка при виде картины, которую проявила российская публика, здесь едва замечалась, здесь картину понимают».

Чем объяснить этот кратковременный триумф? Можно предполагать, что посетителями павильона в гамбургском увеселительном саду были преимущественно люди из неимущих классов. Смысл картины, утверждавшей, что истина открывается тому, кто знаком с нищетой и страданием, должен был многое говорить их чувству. Начиная от представителей назарейской школы и до символистов конца XIX века, среди немецких художников не прекращались попытки создать «Христа бедняков». Не случайно многие критики при взгляде на картину Ге писали о Христе Уде. При этом отмечалось, что в отличие от немецкого художника, воспевшего святость нищеты, Ге показал «апостола бедных, борющихся во время земной жизни». Такой Христос рождал «социальный вопрос». Во время демонстрации картины в Гамбурге однажды явились представители рабочего ферейна и просили передать Ге желание рабочих всегда иметь у себя эту картину. За выполнение авторского повторения художнику предлагалось 18000 марок.