Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Своеобразие образа Христа

2 октября Н.Д.Ильин сделал следующую запись в «Дневнике»: «Сначала я думал двинуться в Париж или прямо в Соединенные Штаты, но меня соблазнила близость Берлина и тот нравственный успех, который картина стяжала в Гамбурге. Об этом успехе я вторично написал Николаю Николаевичу, отослав ему массу фельетонов, о которых может разве только мечтать художник, неизвестный до того времени за границей».

Берлин значительно подорвал веру Н.Д.Ильина в успех мероприятия. Свои надежды на массовое посещение он строил на религиозности одной части немцев и свободомыслии другой, а В.В.Стасов объяснил неуспех выставки как раз тем, что картина была слишком религиозна для одних, мало религиозна для других и недостаточно художественна для третьих . Между тем немецкие газеты по-прежнему много писали о картине, открывая в ней все новые современные значения и смыслы. В «Вегііпег Zeitung» от 14 октября 1890 года указывалось на высокие художественные достоинства произведения и своеобразие образа Христа, «выражающего гнев, презрение и воинствующее воодушевление». О Христе как «воплощении вопля против тиранов» писала 15 октября берлинская «Freissinige Zeitung», а ганноверская «Volkwille» 6 ноября отмечала: «Картина профессора Ге изображает правду, резко противоположную ходячим художественным вымыслам».

Были и резко отрицательные оценки. 8 ноября «Hannoverscher Courier обрушился на художника за «избыточный реализм» произведения: «Профессор Ге считает себя призванным воспроизвести истинного Христа посредством самого грубого реализма. Христос бедных - фигура глубочайшего нерадения и низости. Библейское изречение: «он не имел ни статности, ни красоты»,- русским художником преувеличено до невероятности».