Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Показ публике Христа-арестанта

До запрещения картины Ильин еще дважды успел побывать на выставке; он подтверждает полярность впечатлений, производимых произведением Ге: «Последнее было крайне разнообразно. В толпе, постоянно теснившейся против картины, то раздавались сдержанные протесты против крайнего реализма в изображении Христа, то слышали благоговейный шепот, обличавший настроение зрителя, близкое к тому, которое испытывал я. Между лицами противных мнений завязывались споры, которые, конечно, не разрешались; каждый оставался в своем убеждении».

В середине апреля Ге получил от Н.Д. Ильина письмо: «Меня крайне интересует, почему снята с выставки ваша картина? Т. е. почему она снята, вполне понятно, но откуда исходит распоряжение и чем оно мотивируется? Слух, который циркулирует в Петербурге, следующий: будто какая-то генеральша была на выставке и ужаснулась тому, что позволяют выставлять на показ публике Христа-арестанта, и высказала свое негодование Победоносцеву, а затем последовало и запрещение. На выставке нередко высказывалось неодобрение в виде восклицаний: «Какой-то   каторжник!», «Точно нищий», «Мы совсем не привыкли видеть Христа таким» и т. д. Не думали ли выставить ее за границей? Чего у нас нельзя, там можно». Ильин заканчивал письмо мыслью, что «свет обширен, людей на нем много; картина представляется произведением настолько значительным, что она выдержит сама по себе выставку». Видимо, здесь рождается идея экспонирования картины за рубежом, которая затем настойчиво проводится в последующих письмах Н.Д.Ильина.