|
|||
Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация Аристид Майоль - иллюстратор книгиПервое обращение Аристида Майоля (1861-1944) к иллюстрированию книги произошло в конце 1900-х годов - в пору, когда он, начинавший как живописец и в годы молодости занимавшийся ковроткачеством, уже безоговорочно посвятил себя скульптуре. Иллюстрации к УлиссуНад офортными досками для Улисса Матисс работал в известной мастерской Роже Лакурьера, где при нем делались с них пробные оттиски, а позднее был отпечатан весь тираж иллюстраций. Очищенность линий, форм, тональных пятенПятая иллюстрация - Цирцея (к пятнадцатому эпизоду романа, действие в котором происходит в квартале публичных домов Дублина) - сопровождается воспроизведениями трех листов. Сугубо драматический характерЛуи Арагон усматривает здесь намек на самого Джойса, страдавшего болезнью глаз (к концу жизни почти полностью потерявшего зрение). Но в этом листе Матисс, вероятно, трактует и более личную тему. Л. Н. Делекторская вспоминает, что в течение многих лет Матисса преследовала страшная для художника мысль, что он может ослепнуть Решение второй иллюстрацииРешение второй иллюстрации - Эол, - связанной с седьмым эпизодом романа, было найдено художником, очевидно, почти сразу. Во всяком случае, уже в первом воспроизведенном в книге рисунке (горизонтальном в отличие от вертикального формата офорта) видна та же превращенная почти в орнамент ладья, под натянутым парусом которой сидят гребцы с длинными веслами, что и на иллюстрации в окончательном ее виде. Первый офортПервый офорт - Калипсо - иллюстрирует четвертый эпизод Улисса. Изображена жестокая драка двух женщин, одна из которых повалила навзничь другую (такой сцены, связанной с пребыванием Одиссея в плену у Калипсо на острове Огигия, в поэме Гомера нет). Обращение к античностиОбращение Матисса к античности, больше того - подмена им сложноформулируемых Джойсом современных образов гораздо более ясными и цельными образами гомеровских прототипов, удивлять не может. Совершенно оригинальная идеяОднако затем ситуация резко меняется. Через месяц, в очередном письме к Симону Бюсси, Матисс с раздражением пишет о том, что он без толку потерял много времени у, - как он выражается, - дурака-литографа, что он выполнил три литографии, из которых первая оказалась незначительной, вторая не получилась Техника литографииПервоначально иллюстрации были задуманы Матиссом в литографии. Почему для второй своей книги он избрал эту технику? Вероятно, потому, что гомеровские образы вызывали в памяти Матисса произведения античной скульптуры, а отталкиваясь от их объемных форм, он, естественно, мог стремиться не столько к чисто линейным, сколько к тональным графическим средствам Мягкая бумажная обложкаДва замечания в связи с этим. Матисс никогда не проектировал издание какой-либо своей книги в переплете (ведь все они, кроме Улисса, были несшитые), а только в мягкой бумажной обложке (кроме нее, все они имели обычно твердую переплетную папку и всегда предохранительный футляр). И второе - Матисс никогда не повторял на обложках своих книг иллюстраций из них. |
|