|
|||
Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация Иллюстрации к УлиссуНад офортными досками для Улисса Матисс работал в известной мастерской Роже Лакурьера, где при нем делались с них пробные оттиски, а позднее был отпечатан весь тираж иллюстраций. Не совсем обычная история появления рассматриваемых офортов к Улиссу невольно обращает внимание на одно характерное обстоятельство. Как в ранние годы Матисс-живописец был поддержан приобретениями не французских, а русских и американских коллекционеров, так в 1930-е гг., будучи уже давно признанным крупнейшим живописцем и графиком, заказы на первые работы для книги он получил не от парижских издателей, а от только-только начинающего свое в будущем блестящее дело швейцарца Альбера Скира и американца Джорджа Мейси. Иллюстрации к Улиссу по своим пластическим качествам являются важным звеном искусства Матисса, соединяющим два варианта панно Танец (1931-1932, Париж, Музей современного искусства; 1932-1933, фонд Барнса, Мерион), как бы предвещающие его будущие монументально-декоративные композиции в технике деку-пажа, и такие известные станковые картины 1935 г., как Сон (Париж, Музей современного искусства) и Розовая обнаженная (Балтиморский Музей искусства) с их крупными, почти клуазонистски подчеркнутыми контуром геометрически ясными формами. Сам Матисс настолько четко отделял работу над книгой, как полноценным художественным ансамблем, от исполнения иллюстраций, - пусть даже скоординированных с набором текста, - что в дальнейшем не считал Улисса своей книгой. Однако не только высокие достоинства этих иллюстраций, но и весь круг связанных с работой над ними материалов свидетельствует о том, что на протяжении значительной части 1934 г. Улисс был в центре его внимания, и он прилагал много усилий для осуществления своей задачи в точном соответствии с ясно сформулированным им для себя замыслом, что ему в конечном счете и удалось. |
|