Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Сугубо драматический характер

Луи Арагон усматривает здесь намек на самого Джойса, страдавшего болезнью глаз (к концу жизни почти полностью потерявшего зрение). Но в этом листе Матисс, вероятно, трактует и более личную тему. Л. Н. Делекторская вспоминает, что в течение многих лет Матисса преследовала страшная для художника мысль, что он может ослепнуть; в связи с этим он в свое время даже учился играть на скрипке, чтобы в случае несчастья иметь другую возможность выразить себя - в музыке. В таком контексте офорт Полифем приобретает сугубо драматический характер.

В отличие от предыдущего четвертый офорт книги - Навзикая (к тринадцатому эпизоду романа) - отмечен композиционной и пластической ясностью: выходящего на берег Одиссея встречают три обнявшие друг друга за плечи обнаженные девы - Навзикая и ее спутницы. Иллюстрации предшествуют два натурных этюда фигуры Улисса выраженно штудийного характера. Следом за ними помещено воспроизведение литографии, замечательно красиво нарисованной, но лишенной лаконичности окончательного офортного решения. Затем - еще два чисто композиционных рисунка, в которых уточняются соотношения фигур Улисса и трех обнаженных и заметно перерабатывается движение мужской фигуры. Последний из воспроизведенных в книге, пятый лист, где молодые женщины, на этот раз задрапированные, имеют между собой очевидное портретное сходство, свидетельствует о том, что всех трех Матисс рисовал с одной и той же модели. Офорт на этот раз не повторяет какой-либо из приведенных рисунков, а является завершением композиционной работы над ними - он отстранен от натуры, пластически выразителен внутренней своей логикой. Как во всех иллюстрациях к Улиссу, фигуры в нем тесно - так тесно, что части их срезаны краями доски, - вписаны в лист, заполняя плоскость крупными недетализированными формами. Лица персонажей везде даны одними овалами, и экспрессия иллюстраций порождается пластикой крупных форм, подчеркнутых крупными же пятнами тона, ложащимися далеко не всегда строго в пределах их абрисов.