Первый офорт - Калипсо - иллюстрирует четвертый эпизод Улисса. Изображена жестокая драка двух женщин, одна из которых повалила навзничь другую (такой сцены, связанной с пребыванием Одиссея в плену у Калипсо на острове Огигия, в поэме Гомера нет). Офорт предваряют в книге три подготовительных листа. Один из них - свободный композиционный рисунок углем, как обычно у Матисса, носящий следы многократных исправлений, еделанных во время ряда сеансов. Поверх этих стертых и сознательно полустертых штрихов, создающих в своей совокупности активный фон, энергично проложены те новые линии, которые на данном этапе работы удовлетворили художника и были им сохранены. Во втором рисунке (оба они воспроизведены на желтой бумаге) композиция, в целом зеркальная по отношению к первой, заметно перестроена и, так сказать, упрощена, формы приобрели почти геометрически четкие контуры. Этот рисунок без особых изменений был перенесен Матиссом в литографию (снова в зеркальном повороте), воспроизведенную на листе голубой бумаги. В литографии, исполненной прямо на камне, Матисс оперирует не только черной линией, но и сочными тональными пятнами, по которым процарапывает тонкий линейный рисунок иглой. По поводу, вероятно, именно этого листа, указав, что он получился совсем черным, Матисс писал Симону Бюсси: Я вышел из положения, сделав высветления кислотой и гравируя на камне, чтобы сделать белые штрихи. Неудовлетворенный результатом, Матисс перешел к офорту мягким лаком. Здесь он обращается к очень крупным (в масштабе книги) формам, возникающим из лаконичного чисто линейного рисунка и больших, лучше сказать протяженных, пятен прозрачного и мягкого серого тона. Нельзя не заметить, что в несколько аскетичном решении этого офорта все же утрачиваются какие-то качества живого, импульсивного строя литографии.