Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Очищенность линий, форм, тональных пятен

Пятая иллюстрация - Цирцея (к пятнадцатому эпизоду романа, действие в котором происходит в квартале публичных домов Дублина) - сопровождается воспроизведениями трех листов. Первый из них - красивый своей пластической выразительностью этюд гимнастки, делающей, пользуясь спортивной терминологией, мостик, - выполнен Матиссом не с натуры, а, как сообщает Л. Н. Делекторская, с приобретенной им когда-то фотографии исполняющей свой номер акробатки, которую он видел в Фоли-Бер-жер. Но уже в следующем помещенном в книге рисунке найдена та сложно сплетенная композиция, которая сохранена и в окончательном решении иллюстрации; при этом фигура гимнастки оказалась трансформирована и полностью подчинена общему строю композиции. Офорт мягким лаком делался Матиссом дважды; первый его вариант (он также приведен в издании) имел иное, не схожее с остальными иллюстрациями книги тональное решение с отчетливо выраженной штриховкой при очень большой близости линейных элементов.

Но ни в одном случае не выражен так четко переход от непосредственности и очарования натурного рисунка к формульной ясности офортной иллюстрации, как в заключительном листе Итака. Предваряющий рисунок угольным карандашом представляет лесную дорожку, проложенную среди крупных камней или скальных выходов и уходящую в глубину зеленого массива. В композиционном рисунке эта дорожка ведет к близкому дому Одиссея, кусты, деревья и камни оказались превращенными почти в орнамент, и все вместе приобрело конструктивность красиво построенной декорации. Интересны в этой связи воспоминания Л. Н. Делектор-ской, непосредственно относящиеся к началу работы Матисса над этой иллюстрацией: ...я его сопровождала на холм Mont-Baron - лесистую невысокую гору, место его частых прогулок с собакой, между Ниццей и Вильфраншем. Он выискивал там себе сначала просто уголок леса, потом нашел подходивший ему вход в чье-то поместье. Он рисовал, а я гуляла с 5-летним Клодом Дютюи... Офорт мягким лаком, как и в ряде других случаев, очень близок ко второму рисунку, но приобрел четкость и очищенность линий, форм, тональных пятен.