Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Обращение к античности

Обращение Матисса к античности, больше того - подмена им сложноформулируемых Джойсом современных образов гораздо более ясными и цельными образами гомеровских прототипов, удивлять не может. Античность, думается, должна была быть близка пантеистическому мировоззрению художника. Ясность образов, столь характерная для искусства Эллады, - одно из условий той пластической гармонии, к которой он неизменно стремился. Перебравшись еще на рубеже 1910-х и 1920-х гг. на Лазурный берег, в Ниццу, Матисс жил в мире, преображенном, конечно, современной цивилизацией, но хранящем память о древней средиземноморской культуре. Сама природа, благодатный климат, не говоря уже о многочисленных архитектурно-исторических памятниках юга Франции (в том числе и самой Ниццы, на окраине которой, в Симье, были раскопаны - правда, позднее, - остатки галло-римского города Семенелума) - делали Матисса особо восприимчивым ко всему кругу образов античной мифологии, гомеровскую же Одиссею он знал издавна.

Матисс сделал шесть иллюстраций - офортов мягким лаком, имеющих авторские названия: Калипсо, Эол, Полифем, На-взикая, Цирцея, Итака. В книге они поставлены на свои места по тексту (имея в виду те его эпизоды, которые связаны с соответствующими песнями Одиссеи) и распределены довольно неравномерно в пределах тома.