|
|||
Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация Решение второй иллюстрацииРешение второй иллюстрации - Эол, - связанной с седьмым эпизодом романа, было найдено художником, очевидно, почти сразу. Во всяком случае, уже в первом воспроизведенном в книге рисунке (горизонтальном в отличие от вертикального формата офорта) видна та же превращенная почти в орнамент ладья, под натянутым парусом которой сидят гребцы с длинными веслами, что и на иллюстрации в окончательном ее виде. Во втором рисунке - угольным карандашом, с хорошо заметными следами уточнения формы - композиция уже полностью выкристаллизовалась и готова к переносу на офортную доску. И здесь этот второй рисунок, быть может, в силу большей сочности угольных линий, кажется более живым, темпераментным, чем в очень близком к нему офорте мягким лаком. По поводу третьей иллюстрации - Полифем (она отвечает двенадцатому эпизоду романа) - Луи Арагон пишет, что это единственный образ боли во всем творчестве Матисса. Он прав в том, что подобные темы в целом чужды искусству художника, но надо заметить, что уже первая из рассматриваемых иллюстраций была посвящена изображению сцены достаточно брутальной. Офорт предваряют пять рисунков угольным карандашом. Все они, кроме одного, - представляющего собой натурный этюд упавшего навзничь мужчины для фигуры ослепляемого Полифема, - носят композиционный характер. Что касается этого этюда, то он, как и вообще все подготовительные натурные штудии и эскизы к иллюстрациям Улисса, исполнен - об этом свидетельствует Л. Н. Делектор-ская - в Ницце, т. е. еще в первой половине 1934 г. В композиционных же рисунках к Полифему Матисс разрабатывает и углубляет найденную с самого начала схему расположения связанных в единый узел фигур огромного упавшего на спину обнаженного гиганта и поражающего его сверху вниз копьем совсем маленького в сравнении с ним Одиссея. Последний в этой серии рисунок, сохраняющий не стертыми следы значительных переделок, был почти без изменений перенесен в офорт. Пластические достоинства этой особенно острой и вместе с тем необыкновенно умело вписанной в прямоугольник офортной доски композиции смягчают жестокость, более того, физиологическую неприятность сцены ослепления (не менее, впрочем, жестоко и точно описываемой Гомером). |
|