|
|||
Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация Иллюстрации к нескольким книгамПервая и самая большая из них - Одиссея, составившая в издании Фернана Мурло два очень толстых тома крупного формата (в отличие от короткой повести Лонга, текст которой надо было разгонять, здесь был обширный прозаический перевод на французский язык эпопеи Гомера). Прозаический текст ШагалаПрозаический текст Шагала перемежается с его же стихами, трогающими глубокой искренностью, рассуждения несколько отвлеченные сменяются очень личными и конкретными, но тут же автор без видимых усилий возвращается к предметам возвышенным. Любовь к циркуКомпозициях подчинено совершенно особой художественной логике: неожиданно и... на своем месте, образует идиллически поэтичную, а часто - чреватую драматическими коллизиями картину того странного и прекрасного мира, которую Шагал творил всю жизнь присущими только ему средствами искусства. Буколические сценыДля Дафниса и Хлои Шагал сделал сорок две цветные литографии, шестнадцать из которых - на двойных, сложенных пополам листах книги. В крупном по формату издании все они помещены на вкладных листах и занимают каждая всю его поверхность, не оставляя ни миллиметра свободных полей. Начала авторепродукцииПриступая к очередной литографии, Шагал, как правило, не имел предварительных эскизов, тем более - законченных композиций, решая все прямо на камне (реже, главным образом в поздние годы на корнпапире). Цветные литографские иллюстрацииЕще в 1946 году, живя в Соединенных Штатах, Шагал делает первую свою серию цветных литографий - тринадцать иллюстраций для четырех сказок из Тысячи и одной ночи, изданных в Нью-Йорке в 1948 году. Они могли бы остаться эпизодом в его разнообразной и разноликой творческой работе, если бы спустя несколько лет, в 1952 году, Териад, вообще охотно поддерживавший введение в книгу цвета, не заказал ему цветные литографские иллюстрации для Дафниса и Хлои Лонга. Большие послевоенные книги ШагалаПодводя итоги первому периоду работы Шагала в книге, относящемуся, главным образом, к 1920-1930-м годам, следует подчеркнуть, что именно в это время были созданы три его самые большие и, вероятно, самые значительные книжные серии - Гоголь, Лафон-тен, Библия - и что все они были исполнены в технике монохромного офорта (и офорта с акватинтой или сухой иглой). Книжная сфера творчестваК 1930 году офорты для Басен были завершены и тираж их тогда же отпечатан. Дальнейшая судьба издания практически повторяет судьбу Мертвых душ: Воллар так и не выпустил его в свет, а работа над ним была возобновлена спустя два десятилетия, в 1950 году, Териадом. Серия композиций в гуашиПоначалу Шагал, вероятно, несколько истомившийся по живописи во время иллюстрирования Мертвых душ, решил (конечно, с согласия Воллара), что он сделает серию композиций в гуаши, которые затем будут воспроизведены ксилографами-профессионалами в цветной гравюре на дереве. Странное отношение ВоллараИ по своему замыслу, и в силу обстоятельств сильно затянувшегося издания Мертвые души оказались книгой, в которой художник и издатель (еще Воллар, а затем - уже вынужденно - Териад) не ставили своей целью достижения неразрывной связи иллюстративно-оформительских элементов издания. |
|