Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Серия композиций в гуаши

Поначалу Шагал, вероятно, несколько истомившийся по живописи во время иллюстрирования Мертвых душ, решил (конечно, с согласия Воллара), что он сделает серию композиций в гуаши, которые затем будут воспроизведены ксилографами-профессионалами в цветной гравюре на дереве. Когда гуаши были завершены, выяснилось, что гравюра не в силах передать их живописные качества, и тогда Шагал вернулся к привычной уже для него технике монохромного офорта и главным образом офорта с акватинтой, иногда доработанных рулеткой. С их помощью Шагал добивается поразительных живописных и тональных эффектов, и его замечательные гравюры к Лафонтену в пластическом отношении ничуть не уступают лучшим листам из Мертвых душ.

Серия первоначально была задумана из 50-60 листов, но в процессе работы расширена до ста. Приступая к этим иллюстрациям, в которых животные, сельская жизнь, природа тематически превалируют, Шагал захотел стряхнуть с себя чисто городские парижские ощущения и специально ездил на юг Франции, чтобы глубже впитать в себя круг иных впечатлений. В двухтомнике Лафонтена, в отличие от предшествующей книги, ощущается строго проведенный элементарный ритм: каждую из ста коротких басен предваряет вложенная перед ее текстом иллюстрация. Собственно же изобразительный ряд очень разнообразен и композиционные ходы в высшей степени остроумны. Естественно, что - в соответствии с текстом - в офортах преобладают анималистические сюжеты, решенные с юмором и большой выдумкой, но и не без драматизма, впечатлению которого способствует и общая темноватая тональность листов, и мрачновато-гротесковая трактовка многих сцен. В отличие от иллюстраций к Мертвым душам, гравюры к Лафонтену не связаны между собой сюжетной линией и во многих из них проскальзывает то чуть насмешливое или шутливое отношение, с каким современный художник может воспринимать басню двухсотпятидесятилет-ней давности. Некоторые же офорты к басням поистине очаровательны той доброй улыбкой и душевной теплотой, с которой трактует Шагал их персонажей, порой забавных или трогательных в своем наивном облике.