Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Начала авторепродукции

Приступая к очередной литографии, Шагал, как правило, не имел предварительных эскизов, тем более - законченных композиций, решая все прямо на камне (реже, главным образом в поздние годы  на корнпапире). Сначала он делал для будущей литографии легкий набросок и, получив с него оттиск, работал по нему акварелью и гуашью. Созданную таким образом композицию в красках он передавал Сорлье, который раскладывал ее с помощью калек на 10-12 камней (это был самый ответственный для него этап работы), протравливал их и затем печатал, тщательнейшим образом подбирая цвета. Этот первый вариант литографии Шагал многократно корректировал и дорабатывал прямо на камнях (в мастерской Мурло или дома, куда доставлялись к нему камни), Сорлье каждый раз проделывал все технические операции и делал все новые пробные оттиски, пока результат не удовлетворял художника полностью. При этом Сорлье, по его словам, всегда помнил указание Мурло, что Шагал может сколько хочет исправлять свои литографии и нельзя, чтобы в этом его хоть как-то ограничивали.

Метод, каким делал свои цветные литографии Шагал (повторяю, так работал не он один), несет в себе начала авторепродукции, так как целью художника (и, в особенности, его помощника) становится максимально точное воспроизведение в оттиске первоначальной композиции в красках. Поэтому, в отличие от традиционной цветной автолитографии, где художник работает, как правило, на четырех-пяти камнях, приучая себя к лаконичности, - Сорлье должен был обращаться к большому числу камней, без чего ему не удалось бы приблизиться к сложному многоцветью оригинала. Конечно, речь не идет о буквальном копировании исходной гуаши, так как, дорабатывая камни, Шагал мог достаточно далеко отойти от нее, но в целом задача была все же такова. Даже при самых лучших материалах (бумага, краски) печать со многих камней с перекрыванием красочных слоев дает в оттиске ощущение некоторой жухлости цвета. Этого в литографиях Шагала нет, но есть вызванная теми же причинами излишняя, порой, плотность цвета, поддержанная стремлением приблизиться к эффекту гуаши. Словом, при всем блеске полученного результата, в литографиях Шагала остается привкус безукоризненного воспроизведения оригинала. Разумеется, это указывается здесь не в укор большому художнику, а с целью отметить особенности понимания им цветной литографии на протяжении ряда десятилетий.