Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Цветные литографские иллюстрации

Еще в 1946 году, живя в Соединенных Штатах, Шагал делает первую свою серию цветных литографий - тринадцать иллюстраций для четырех сказок из Тысячи и одной ночи, изданных в Нью-Йорке в 1948 году. Они могли бы остаться эпизодом в его разнообразной и разноликой творческой работе, если бы спустя несколько лет, в 1952 году, Териад, вообще охотно поддерживавший введение в книгу цвета, не заказал ему цветные литографские иллюстрации для Дафниса и Хлои Лонга.

Впервые, кажется, в своей практике столкнувшись с античной темой, Шагал решает прежде всего набраться живых впечатлений от природы и побывать с этой целью в Греции. Летом того же 1952 года он отправляется в Элладу - в Дельфы, Афины, на остров Порос, - затем в Италию (Рим, Неаполь, Капри); через два года (1954) еще раз посещает Грецию. Верный своей обычной практике, Шагал непосредственно на мотиве делал крохотные наброски, своего рода заметки, а вернувшись в отель, - по памяти - рисунки и гуаши. Позднее, уже в Париже, эти последние были использованы им как материал для цветных литографий, над которыми он работал, главным образом, в 1957-1960 годах. Иллюстрациями к Дафнису и Хлое Шагал нередко занимался под чтение текста этой повести его женой, Валентиной Григорьевной (подобный, так сказать, симультайный способ погружения в атмосферу иллюстрируемого литературного произведения известен в практике и других художников, Матисса, например).

Здесь впору коснуться метода работы Шагала над цветными литографиями, метода не вполне традиционного, можно сказать, не вполне правильного, к которому, однако, прибегали и до него (Ренуар). Классический прием работы в цветной литографии подразумевает, что художник сам раскладывает изображение на необходимое ему число камней и указывает цвета, а мастер-литограф ограничивает сферу своей деятельности травлением их и печатью. Шагал работал иначе. Описывая ниже его метод, я опираюсь на компетентное свидетельство высококвалифицированного мастера цветной литографской печати в прославленной парижской типолитографии Фернана Мурло, где, начиная с 1950-1951 годов, создавались все литографии Шагала, - Фернана Сорлье, ставшего с этого времени его ближайшим помощником и сотрудником.