|
|||
Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация Серия офортовОчевидно, в заказе Воллара не было изначально обусловлено, что иллюстраций должно быть именно сто, так как в марте 1924 года, т. е. примерно через полгода после получения заказа, Шагал писал, что делает 75 офортов для Мертвых душ. Гоголевское повествованиеВыросший в провинциальном Витебске, Шагал с пронзительной остротой воспринял отделенное от его времени почти столетием гоголевское повествование о некоем совсем ином, но тоже глубоко провинциальном губернском городе в недрах России. Цикл иллюстраций для Мертвых душЗадумывая большой цикл иллюстраций для Мертвых душ, Шагал, конечно, помнил популярные в России на протяжении многих десятилетий рисунки А. Агина, гравированные Е. Бернардским, и, в особенности, не раз переиздававшуюся серию так называемых Гоголевских типов, гравированных по рисункам П. Боклевского. Русские нравы повести графиниПри первом же личном свидании Воллар предложил - по своему обыкновению, полусерьезно, полунасмешливо - сделать иллюстрации к юмористически рисующей русские нравы повести графини де Сегюр Генерал Дуракин (Le gйnйral Dourakine, 1863). Первые опыты в гравюреЛетом 1922 года по приглашению посла Литовской республики в Москве поэта Юргиса Балтрушайтиса, поддержанному А. В. Луначарским, тридцатипятилетний Шагал отправился с выставкой своих работ в Каунас. Мощный самобытный талант ШагалаМощный самобытный талант Шагала, несомненно, развился бы, - хотя, возможно, и в несколько иных формах, - если бы обстоятельства его жизни складывались иначе. Уверенность в правомерности такого допущения основывается на том, что искусство, с которым он соприкасался в Петербурге и даже в Париже, оказало, в сущности, только относительное, точнее - временное воздействие на его творчество, развивавшееся с самого начала по своему собственному, совершенно самостоятельному пути. Марк Шагал - книжный иллюстраторМарк Шагал, проживший необычайно долгую, плодотворную и счастливую жизнь в искусстве, принадлежит к тем выдающимся художникам новейшего времени, которые не укладываются в рамки какого-то одного стиля или течения и более всего в своем формировании обязаны самим себе. Мелкие издательские работыНо все это относительно мелкие издательские работы скульптора. На следующий год после Диалогов, в декабре 1952 г., парижский издатель Крёзево выпустил в виде отдельной книги под названием Одиссея V и VI песни поэмы Гомера с четырнадцатью гравюрами на дереве Лоранса. Le bleu daileЧто же касается соответствия рассматриваемых гравюр собственно Диалогам, так сказать, иллюстративности этих иллюстраций, то можно утверждать, что Лоране, конечно, не стремился воспроизвести какие-то конкретные эпизоды текста, не добивался портрет-ности персонажей или точной передачи реалий Пластические идеи иллюстрированного цикла гравюрПластические идеи иллюстрированного цикла гравюр Лоранса восходят ко временам развитого и позднего кубизма, когда сформировались самые основы его искусства, сохраняющие, как уже указывалось, свое значение на протяжении всей его работы. |
|