Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Мощный самобытный талант Шагала

Мощный самобытный талант Шагала, несомненно, развился бы, - хотя, возможно, и в несколько иных формах, - если бы обстоятельства его жизни складывались иначе. Уверенность в правомерности такого допущения основывается на том, что искусство, с которым он соприкасался в Петербурге и даже в Париже, оказало, в сущности, только относительное, точнее - временное воздействие на его творчество, развивавшееся с самого начала по своему собственному, совершенно самостоятельному пути. Постоянство этого пути, - хотя искусство Шагала, конечно, менялось на протяжении долгих лет его развития, - удивительно. Очевидно, что это развитие имело в сердцевине некий стержень, найденный художником еще в юные годы и всегда остававшийся внутренней доминантой его искусства. Это качество определяет цельность художественной личности Шагала. Никогда и ни в чем не повторяясь, он, в сущности, бесконечно варьировал сравнительно немногие темы, проходящие через всю его творческую жизнь, придавая каждому конкретному их воплощению новое, поистине полифоническое звучание. Поэтому всякая неизвестная зрителю работа Шагала всегда легко узнаваема и всегда, - как это ни парадоксально, - несколько неожиданна.

Как и некоторые другие крупнейшие художники нашего века, Шагал работал в самых различных сферах искусства: помимо живописи маслом - станковой и монументальной, - он много занимался рисунком, живописью акварелью и гуашью, печатной графикой (в техниках офорта, гравюры сухой иглой, акватинты, цветной и монохромной литографии, гравюры на дереве), а в последние десятилетия - также витражами, скульптурой, мозаикой, шпалерами. Особой - и очень важной - областью его творчества на протяжении почти шестидесяти лет была книжная иллюстрация, которую он делал в формах оригинальной печатной графики - гравюры на металле, литографии, гравюры на дереве. Собственно говоря, большую часть печатной графики Шагала составляют не самостоятельные станковые эстампы, а как раз листы, иллюстрирующие и украшающие малотиражные издания. Этой области художественного наследия Шагала и посвящена предлагаемая вниманию зрителей выставка.