Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Серия офортов

Очевидно, в заказе Воллара не было изначально обусловлено, что иллюстраций должно быть именно сто, так как в марте 1924 года, т. е. примерно через полгода после получения заказа, Шагал писал, что делает 75 офортов для Мертвых душ. Работа шла интенсивно - уже к концу того же 1924 года было выполнено около шестидесяти офортов, а в январе 1926 года Шагал сообщал, что гравюр сто, работа эта им окончена и теперь дело за Волларом. Еще когда серия офортов не была завершена, первые оттиски листов стали появляться на выставках, и, таким образом, она быстро получила известность. В 1927 году тираж всей серии офортных иллюстраций был отпечатан. Небольшое число комплектов оттисков находилось в свободном распоряжении Воллара и самого Шагала с целью экспонирования на выставках, а основная часть тиража была депонирована для книжного издания, с которым Воллар почему-то не спешил (впрочем, так же поступал он со многими другими своими изданиями). И хотя с самого начала печатать Мертвые души намечено было в лучшей французской типографии Imprimerie Nationale, Воллар продолжал на протяжении всех 1930-х годов оттягивать реализацию своего же замысла и так его сам и не осуществил (он погиб, попав под машину, в июле 1939 года). Прошла вторая мировая война, и только спустя двадцать лет по окончании работы над офортами, в 1947 году, изданием книги занялся в сотрудничестве с Идой Шагал, дочерью художника, выдающийся французский издатель следующего поколения - Е. Териад.

Здесь следует заметить, что Шагала, бывшего преимущественно иллюстратором, всегда заботили внешнее оформление и внутреннее строение книги, вплоть до шрифта набора. Вероятно, он поначалу полностью передоверял решение всех этих вопросов многоопытному Воллару, но позднее охотно обсуждал с Териадом проекты того или иного издания (в ходе таких обсуждений определялся и уточнялся облик книги) и легко шел навстречу пожеланиям последнего. Так, когда издание Мертвых душ стало делом реальным, Шагал сделал по просьбе Териада одиннадцать - по числу глав - офортных заставок с заглавными инициалами. Книга вышла в свет осенью 1948 года в виде двух массивных не сброшюрованных томов (в общем футляре) с иллюстрациями на вкладных листах, каковыми стали сохранившиеся оттиски офортов тиража 1927 года.