Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Аргументы за приезд Щирского

 «Конклюзия Обидовского», подписанная и датированная Щирским,- это программа диспута, проходившего в Киево-Могилянской академии в августе 1691 года. Сразу после защиты гравюра была привезена в Москву и поднесена царям Иоанну и Петру. Во главе депутации стоял профессор философии Силуан Озерский, руководивший диспутом-защитой, с ним приехали племянник гетмана Мазепы Иван Обидовский, ученики академии, два гравера.


Отвод И. Щирского

Документы, как мы видели, не только не упоминают И. Щирского, но и не дают каких-либо косвенных свидетельств его приезда в Москву вместе с Перекрестом.

Когда же и почему сведения об этом появились в литературе?



Подьячий Семен Надеин

Подьячий Семен Надеин: «В прошлом 1689 году, в Великий пост, прибежал к Федке Шакловитому на двор ахтырский полковник Перекрест, а с ним черкасы два человека, одного называют Тарасевичем». «А черкасом, которые доски резали и листы печатали, Тарасевич с товарищи - как они отпущены с Москвы Федка Шакловитой дал 100 рублей денег, да объять, да атлас». И здесь речь идет о двух украинцах - «черкасах», чьи имена мы знаем от Перекреста - это Богдановский и Тарасевич.


Характеристика авторов гравюр

 Сыновья Данило и Яков говорили перед великими государями рацею, а затем, по указанию Федора Шакловитого, еще одну рацею царевне Софье. Но этого Шакловитому показалось мало, и он «говорил учителю Ивану Богдановскому, которой учил детей его Ивановых, что б он написал книгу и лист к похвале великой государине». Учитель возразил, «де, не напечатав, подать невозможно», и Шакловитый обратился к Перекресту, «чтоб ему о том порадеть».


Разговор о гравюрах

Ирония и шутка были средством хотя бы слегка заслониться от надвигающейся гибели. О войне с ужасом и отчаянием и знал наперед, что она принесет ему смерть. Он и вправду не пережил войну, хотя гибель пришла к нему, быть может, не тем путем, которого он тогда страшился.


Гравер Тарасевич в Москве

В последней четверти XVII века гравюра на металле интенсивно развивается в южных и западных областях, в Вильнюсе, Чернигове, Киеве. Среди мастеров выделяются Александр и Леон Тарасевичи, Иннокентий Щирский. Их творчество в последние годы привлекает внимание исследователей, как искусствоведов, так и историков, последних потому, что произведения, созданные в 1689 году в Москве одним из этих граверо, являются важным источником для изучения политической борьбы тех лет.


Роман Авдотьи Панаевой

Важнейшим свойством писателя считал властност. Писатель должен поставить читателей перед такой непререкаемой очевидностью, чтобы те не смели и пикнуть против нее. Пример из недавно прочитанного нами обоими романа Авдотьи Панаевой «Семейство Тальниковых». Там, по ходу действия, автору потребовалось изобразить, как один человек сошел с ума.


Интеллигентные разговоры о книгах или театре

Люди ищут и видят в других только то, что в какой-то мере свойственно им самим.

Даниил Иванович тянулся к «естественным мыслителям» потому, что в своей собственной психике знал и чувствовал сдвиги, решительно отличающие поэта от мира так называемых нормальных, то есть попросту нетворческих людей.



Самодеятельные художники-примитивисты

Все люди с сумасшедшинкой, люди той категории, из которых выходят самодеятельные художники-примитивисты (naive kunst) - нередко превосходные - или просто народные философы-мистики, нередко весьма примечательные. В ежедневном общении они обычно бывают трудны и далеко не всегда приятны. Даниил Иванович приводил их к себе и обходился с ними удивительно серьезно и деликатно.


Воздействие индивидуальности Даниила Ивановича

 При всей свободе и непринужденности, царившей в доме, мы, сами того не замечая, испытывали - и не могли не испытывать - сильнейшее воздействие индивидуальности Даниила Ивановича; нас вела его неощутимо направляющая рука. Мне думается теперь, что все мы были, в каком-то смысле, «персонажами Хармса»; он иронически наблюдал и как бы «сочинял» нас, и мы выстраивались по его воле в некую процессию, вроде той, которую он изобразил на своем абажуре.