Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Отвод И. Щирского

Документы, как мы видели, не только не упоминают И. Щирского, но и не дают каких-либо косвенных свидетельств его приезда в Москву вместе с Перекрестом.

Когда же и почему сведения об этом появились в литературе?

Первый и пока единственный историк русской гравюры Д. А. Ровинский, заслуги которого перед гравюроведением неоценимы, в данном случае допустил ошибку. Не сопоставя слова о двух украинцах с показаниями Перекреста, он в своем первом словаре 1870 года выдвинул неожиданное предположение: «Не Щирский ли упомянут в деле Перекрестов под именем „черкасы два человека". Затем в его последующих трудах гипотеза сменилась утверждением: «Щирский был вызван из Чернигова вместе с Тарасевичем, гравировавшим портрет царевны Софьи»0. Мнение Ровинского на долгое время определило биографию гравера. Лишь в последние годы некоторые исследователи отвели от Щирского подозрение в его связях с делом Ф. Шакловитого».

Кроме того, Д. А. Ровинский пытался найти среди гравюр Щирского подтверждение своей точки зрения и поставил знак равенства между гравюрой И. Щирского «Конклюзия Обидовского» 1691 года (ГПБ) и несохранившимся подносным листом, гравированным Тарасевичем в Ахтырке и поднесенным в 1689 году царевне Софье.

Некоторые авторы осторожно обходят молчанием вопрос о приезде Щирского в Москву вместе с Перекрестом, но общепринятая концепция сказывается в деталях. То с гравюры, исполненной Щирским в Киеве в 1691 году, почему-то пришлось стереть портрет царевны Софьи (История украинского искусства), то у нее оказывается два автора - Тарасевич и Щирский (Словник художников Украины), то конклюзия Щирского без объяснений датируется четырьмя годами - 1688-1691 годами (История Украинской ССР).