Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

История о гравере Тарасевиче

Следует полностью освободить от связей с Перекрестом граверов Леона Тарасевича, до середины 1690-х годов работавшего в Вильно, и Иннокентия Щирского.

Таким образом, конкретизируются русско-украинские связи в конце XVI! века.



Дмитрий Михайлович Волконский

Портрет И. Л. Шаховского, написанный Д. Доу, хорошо известен по Военной галерее 1812 года, имеется также и его портрет работы В. А. Тропинина, и сравнение обоих изображений Шаховского с портретом генерала из Ярославского музея не позволило отождествить их лица.


Портрет генерала из Ярославского музея

Кто именно изображен на этом портрете - сотрудники музея не знали, неизвестен был и художник, написавший его. Скорее всего им мог быть провинциальный мастер, не лишенный, однако, определенного живописного дарования, ибо, при некоторой Условности и незаконченности деталей форменной одежды и орденского знака, сумел передать запоминающийся образ немолодого генерала с индивидуальными чертами несколько болезненного, утомленного лица.


Рисованный портрет царевны Софьи

С портретом, подписанным «А. Т.», похожи как два брата-близнеца: то же изображение, то же обрамление, тот же русский текст; разница лишь в деталях: в форме пуговиц, расположении теней и т. п. Можно согласиться с В. Сичинским, считавшим, что это копия с гравюры Александра Тарасевича. Но когда неизвестный гравер исполнил эту копию, сказать трудно. Она или была сделана почти одновременно с оригиналом, как его вариант, или могла появиться лишь через столетие, в конце XVIII века, в период возрождения интереса ко времени регентства царевны Софьи.


Гравированный портрет В. В. Голицына

Под изображением святого, как принято на украинских подносных гравюрах,- герб, позволивший Перекресту, по обычаю тех лет, назвать гравюру «герб Федки Шакловитого». Герб окружен военной арматурой - мотив чрезвычайно характерен для украинских гравюр тех лет, он встречается на гравюрах Щирского и других мастеров.


Московские гравюры Тарасевича

В документах следственного дела упомянуты и частично описаны три гравюры, исполненные Тарасевичем в Ахтырке и в Москве: большой подносной лист, портрет царевны Софьи «на орле» и образ Федора Стратилата с гербом Федора Шакловитого. К ним обычно присоединяется портрет кн. В. В. Голицына: Все эти гравюры, по инерции общепринятой концепции, считаются произведениями Леонтия Тарасевича.


Русский стихотворный текст

 Александр Тарасевич именно в это, интересующее нас, время встречался с Перекрестом, был там, где находился энергичный полковник. Место пребывания последнего в злополучном 1689 году хорошо известно: он жил в Ахтырке, дважды выезжая из нее в Москву- ранней весной 1689 года для поднесения гравюры царевне Софье и осенью, чтобы нести за это ответ перед следствием.


Портрет, обнаруженный в Варшаве

Лишь в 1695 году книга с гравюрами издается в Чернигове. В 1702-1703 годах он гравирует Патерик и другие книги в Лаврской типографии в Киеве, где, вероятно, и умирает после 1703 года. Следует отметить, что и в киевский период гравер продолжал подписываться латинскими буквами «LT», «Leo Tarasewicz».


Защита Рафаила Михаила Олехновича

Документы о Л. Тарасевиче пока еще не выявлены - это дело будущего, и единственным источником, отмечающим вехи его жизненного и творческого пути, являются произведения.


Алиби Льва Тарасевича

Хотя документы не сообщают, какой Тарасевич приезжал в Москву вместе с Перекрестом, литература единогласно утверждает, что это был Леонтий Тарасевич.

Дело в том, что когда Д. А. Ровинский подготовил к изданию свой первый словарь русских граверов, В. В. Стасов в рецензии 1858 года обратил внимание автора на двух граверов Тарасевичей - Александра и Леонтия. Местом деятельности Александра он назвал Аусбург и Краков, Леонтия - Киев".